Главное меню
Muscle cars – титаны ушедшей эпохи
Происхождение и расцвет маслкаров
Америка начала 60-х годов представляла собой идеальное место для любого автолюбителя – современная инфраструктура, которую постоянно дополняют новыми качественными дорогами, дешевое топливо и, конечно же, весьма неплохой уровень жизни, позволяющий приобрести и обслуживать автомобиль.
Первой «ласточкой» в долгой и интересной истории маслкаров можно назвать автомобиль Pontiac Tempest, производство которой началось в 1964 году. Это была революционная новинка, топовая версия которой оснащалась восьмицилиндровым V-образным двигателем с мощностью 400 лошадиных сил, что в те времена было просто невиданной мощью. Более того,  Pontiac – GTO - сравнили с самим Ferrari GTO, у кого, к слову, разработчики Pontiac позаимствовали три последние буквы названия. Такое сравнение было невиданной честью – в конце концов, автомобили принадлежали к совершенно разным классам. Самое интересное, что в результате сравнения выяснилось, что Pontiac быстрее своего итальянского конкурента. Правда, чтобы обогнать Ferrari производителю пришлось оснастить Pontiac Tempest GTO спортивной подвеской и усиленным мотором. Так или иначе, это дало им право запустить рекламу, в которой говорилось, что Pontiac это практически Ferrari, только немного быстрее.
Грандиозный успех Pontiac Tempest сподвигнул General Motors продолжать работу в этом направлении, и одна из первых моделей автоконцерна – Chevrolet Impala SS – попала, что называется, «в яблочко». Несмотря на невероятную мощность и впечатляющие скоростные характеристики маслкары никогда не относились к разряду дорогих машин – как минимум, по американским меркам. Именно поэтому главными покупателями этих автомобилей были молодые люди в возрасте от двадцати трех до тридцати лет. Маслкары прекрасно вписались в царившую тогда среди американской молодежи атмосферу – жить ярко, жить быстро, ни на чем не экономить и наслаждаться настоящим моментом, тем более никаких «зеленых» организаций и сообществ экологов в те годы еще просто не существовало.
Стремительное развитие маслкаров привело к тому, что в 1970 году на рынок вышел Plymouth Superbird, по своим характеристикам подпадавший под определение «гоночный автомобиль». Superbird тут же заметили спортсмены, участвовавшие в NASCAR, и их доверие к новой машине оправдало себя сполна.
Также в конце 60-х на арену вышли Chevrolet Camaro, Ford Mustang и Dodge Charger. Первое поколение этих автомобилей и сейчас пользуется уважением и огромным спросом среди коллекционеров. Дизайн этих маслкаров был совершенно новым, непривычным и привлекательным, и публика приняла эти автомобили с большим воодушевлением. Удлиненная крыша, агрессивная решетка радиатора, хромированные диски и минимум бесполезных аксессуаров пришлись по вкусу американскому покупателю, для которого маслкар стал не просто средством передвижения, а настоящим другом и предметом обожания.
Выпускались и совсем недешевые маслкары, объем двигателя и мощность которых сводили с ума даже искушенных автолюбителей. Например, Chevrolet Corvette Stingray (C3), признанный многими поклонниками автомобилей самым элегантным маслкаром. Покупатели могли выбрать тип кузова – купе, фэстбек или кабриолет, который прекрасно подходил для романтических свиданий с юными американскими леди.
Отдельного упоминания заслуживает и Shelby Mustang – невероятно мощный маслкар, созданный при помощи известного гонщика Кэролла Шелби, известного своей победе на «24 часа Лемана». Чтобы охладить пыл страховщиков, чьи умы были взбудоражены суммой страховки за столь мощный автомобиль, производитель намеренно занижал количество лошадиных сил. Chevrolet указывали, что Shelby Mustang с 7-литровым двигателем имел 355 лошадиных сил, однако факты и дополнение к названию – GT500 – говорили совсем о других показателях. Особую популярность Shelby Mustang снискал после выхода в прокат фильма «Угнать за 60 секунд».
Одним из самых раритетных маслкаров сегодня является еще один автомобиль, к созданию которого также приложил руку Кэролл Шелби – родстер Shelby Cobra 427 Super Snake. Можно сказать, что это один из самых необычных маслкаров, как минимум из-за его внешности – никакой громоздкости и угловатости, только плавные линии и изящные изгибы, больше свойственные европейскому автомобилестроению. По свидетельствам очевидцев, Шелби «выжал» из Cobra 427 800 лошадиных сил! Правда, сделал он это не без помощи нагнетателей, но, в любом случае, не стоит забывать, что дело было в 1967 году.
Plymouth также занижали мощность своего автомобиля Cuda, производство которого началось в 1971 году. При указанных 355 лошадиных сил Plymouth Cuda с легкостью «выдавал» все 500. Благодаря агрессивному и мужественному дизайну Plymouth Cuda вмиг стал объектом вожделения представителей сильного пола.
С начала 70-х годов среди автопроизводителей началась настоящая «гонка вооружений» - каждый стремился занять свою нишу на стремительно растущем рынке маслкаров. Производители брали свои купе и пытались впихнуть в них как можно более мощный мотор и как можно более выносливую подвеску. Получалось весьма неплохо – Buick Grand Sport, Chevrolet Chevelle, Dodge Challenger, Plymouth Barracuda и многие другие навсегда остались в истории автомобилестроения.
Chevrolet Chevelle, к слову, и по сей день признается одним из самых красивых автомобилей. Многие знают Chevelle как Chevrolet Malibu SS – именно это название красовалось на задней части маслкара. Автомобиль первого поколения, выпускавшийся в 1964-1967 годах, пользуется огромной популярностью среди коллекционеров, которые с особой радостью приобретают Chevelle в изначальном варианте кузова, до рестайлинга 1966 и 1967 годов.


Топливный кризис
Закат эпохи первых маслкаров наступил в 1973 году, с началом глубокого топливного кризиса, охватившего США. К высоким ценам на бензин добавилось и резкое повышение стоимости страховых полисов – страховые компании вдруг проснулись и проанализировали статистику аварий и смертельных исходов с участием маслкаров. Оказалось, что владельцами этих мощных автомобилей в подавляющем большинстве случаев являлись молодые люди, нередко садившиеся за руль в нетрезвом виде или в состоянии наркотического опьянения. Кроме того, сами маслкары также не блистали высоким уровнем безопасности – эти машины делались с расчетом на не самых богатых потребителей, и при аварии водителю, как правило, доставалось сполна. Одной из главных проблем называли барабанные тормоза, которые не соответствовали мощности маслкаров и не обеспечивали необходимого безопасного торможения. С другой стороны, причиной повышения стоимости страховых полисов можно назвать и банальное желание страховых фирм и агентов заработать больше денег. К сожалению, они не сумели вовремя поумерить свой аппетит, едва не положив конец движению маслкаров.
Вместе со страховыми фирмами заголосили и первые экологические организации – еще бы, тот же Dodge Challenger потреблял столько же топлива, сколько небольшой грузовик, и на владельцев маслкаров стали все чаще посматривать с неодобрением. Иметь маслкар стало совершенно не выгодно – вплоть до начала 80-х годов Америку ощутимо потряхивало от кратковременных, но болезненных топливных кризисов. Однако производители не собирались сдаваться, и маслкары претерпели значительные изменения. Можно сказать, что на свет появилось совершенно новое поколение этих невероятных машин.

Жизнь после кризиса
Поначалу гиганты автомобильной индустрии решили развернуть производство менее мощных маслкаров. Владельцы, страдавшие от постоянно скачущих цен на бензин, уже не горели желанием покупать машины с мощностью более 200 лошадиных сил.
Производители решили перестраховаться, и на рынок хлынули маслкары с 90- и 120-сильными двигателями. Правда, спрос на Ford Mustang с двигателем в 90 лошадиных сил и максимальной скоростью 100 миль в час был невысок, что и вполне очевидно – эта рыночная ниша была занята другими автомобилями, более комфортными и безопасными.
Во времена своего расцвета маслкары были неким символом бунта, они собирались из не самых качественных материалов и не отличались высоким уровнем комфорта, но зато позволяли сполна насладиться высокой скоростью и ощутить настоящую свободу передвижения. Именно поэтому первые маслкары так сильно полюбились молодежи. Однако после кризиса и изменения рыночной ситуации производители были вынуждены кардинально пересмотреть свою стратегию. Итак, слабые двигатели и небольшие улучшения безопасности не принесли ожидаемых результатов – люди хотели либо владеть действительно мощным автомобилем, отвечающим современным экологическим требованиям и нормам безопасности, либо же не иметь маслкар вовсе. К счастью, выход был найден.

Современные маслкары
Современные маслкары гармонично сочетают в себе как плоды технического прогресса, так и отличительные черты старого стиля, за который, собственно, эти машины и пользуются любовью и уважением во всем мире. Современные Dodge Challenger, Chevrolet Camaro, Ford Mustang и другие модели сохранили самое главное – прекрасный, несколько аскетичный дизайн, мощную «начинку» и дух свободы, присущий тем временам, когда маслкары только-только начали появляться в продаже. Однако производители пошли на компромисс, отчасти вынужденный, и всерьез озаботились безопасностью и комфортом своих пассажиров, а также проблемами окружающей среды.
Цены на маслкары по-прежнему очень привлекательны, особенно для жителей США, которые могут приобрести новенький Chevrolet Camaro за 25 тысяч долларов. Правда, топовая версия автомобиля обойдется по 55-60 тысяч, однако и в минимальной комплектации и при самом «скромном» 3,6-литровом 323-сильном двигателе линейки непередаваемое ощущение от управления автомобилем обеспечены.
Ford Mustang стоит еще меньше – цены начинаются от 22 000 долларов. В самой дешевой версии маслкара установлен V-образный 6-цилиндровый двигатель мощностью в 306 лошадиных сил, и этого сполна хватит для лихой езды по хайвею. Кроме того, новый Mustang оснащен самой качественной электроникой и компьютерной системой безопасности.
На вторичном рынке для любителей маслкаров и вовсе раздолье – за 9-12 тысяч долларов вполне можно приобрести Pontiac GTO или Ford Mustang GT 2006 и 2001 года выпуска соответственно. Правда, раритетные и просто известные модели маслкаров 60-х и 70-х годов стоят уже не так дешево, найти что-то стоящее можно только при наличии как минимум 25 тысяч долларов. Скажем, в этой ценовой категории можно встретить такие автомобили, как Dodge Dart Swinger 1973 года или Pontiac Firebird 1979 года.
Таким образом, можно сказать, что единственным залогом выживания маслкаров как отдельного вида автомобилей был компромисс, как с нормами выхлопа и расхода топлива, так и со стандартами безопасности. В противном случае маслкары были бы обречены на вымирание, как динозавры, оказавшиеся неспособными подстроиться под изменяющуюся окружающую среду.
Конечно, приверженцы «старой школы» неистово критикуют новые модели Ford, Chevrolet и Dodge, аргументируя свои претензии тем, что производители отошли от созданных ими же канонов и начали делать все в угоду «зеленым» организациям и правительству. Однако нельзя не признать того, что времена меняются, и, следовательно, меняются и тенденции, нормы и требования. Поэтому нет ничего удивительного в том, что американские производители в какой-то степени пошли на поводу у современных веяний. Так или иначе, им удалось добиться главного – маслкары не исчезли из автосалонов, и сегодня, благодаря их весьма доступной цене, многие простые американцы и не только вполне могут позволить себе приобрести мощный автомобиль с долгой и интересной историей происхождения.