Невероятная история самого выдающегося суперкара от Ford
Уже прошло шесть лет с тех пор, когда Ford перестали выпускать GT, и сорок лет с тех пор, как компания победила в Ле Мане с автомобилем, настолько низким, что мало кто смог в нём поместиться. Первоначальный британско-американский гоночный автомобиль GT40 был достаточно хорош, чтобы сделать Ferrari на треке благодаря идеям Кэрролла Шелби, а современная версия этой машины стала не только великолепным образцом американского суперкара, но также доказала своё превосходство на треках под названиями GT1 и GT3. Кэрролл Шелби тоже внёс значительный вклад в этот успех «Форд-а». Давайте пройдём путь от 1963 до последнего года выпуска GT, или, если хотите, от «Лолы» до «Хеннесси».
Уже прошло шесть лет с тех пор, когда Ford перестали выпускать GT, и сорок лет с тех пор, как компания победила в Ле Мане с автомобилем, настолько низким, что мало кто смог в нём поместиться. Первоначальный британско-американский гоночный автомобиль GT40 был достаточно хорош, чтобы сделать Ferrari на треке благодаря идеям Кэрролла Шелби, а современная версия этой машины стала не только великолепным образцом американского суперкара, но также доказала своё превосходство на треках под названиями GT1 и GT3. Кэрролл Шелби тоже внёс значительный вклад в этот успех «Форд-а». Давайте пройдём путь от 1963 до последнего года выпуска GT, или, если хотите, от «Лолы» до «Хеннесси».
Lola Mk6
Lola Mk6
Разработанная компанией Lola на её новой фабрике в Слау модель Mk6 не была самой лучшей гоночной машиной. Она участвовала в гонках Ле Мана в 1963 году, ещё будучи в процессе разработки, где на прямой Mulsanne она сбавила обороты и разбилась. Но так как под капотом был Ford V8, то американцам хватило этого, чтобы создать спешный проект для Ле Мана вместо того, чтобы отказаться от команды Купера.
Это действительно пригодилось после вежливого отказа Колина Чэпмена. Lotus тогда опережали своё время, а Генри Форд Второй очень сильно хотел отомстить Энцо Феррари за отказ от сделки, на которую первый уже потратил миллионы, чтобы превзойти Ferrari, доминирующую на Ле Мане с 1960 по 1965 годы.
Это действительно пригодилось после вежливого отказа Колина Чэпмена. Lotus тогда опережали своё время, а Генри Форд Второй очень сильно хотел отомстить Энцо Феррари за отказ от сделки, на которую первый уже потратил миллионы, чтобы превзойти Ferrari, доминирующую на Ле Мане с 1960 по 1965 годы.
Ford GT40 Mk1
Ford GT40 Mk1
Так как у Lola была собственная команда для Ле Мана, Эрик Бродли только согласился на кратковременное сотрудничество, в результате которого Ford получили только две ходовые части Mk6. Они наняли бывшего руководителя команды Aston Martin, Джона Вайера, а также отправили Роя Ланна в Англию, так как он был единственным инженером компании, у которого был хоть какой-то опыт работы с машинами со средними двигателями после разработок концепта Mustang I в 1962 году. Ford тогда основали Ford Advanced Vehicles Ltd. После завершения первых шасси на Abbey Panels в Ковентри, GT/101 («40» было прозвищем из-за высоты машины) был показан в Нью-Йорке, прежде чем попасть на гонку Нюрбургринг 1000 км в мае 1964 года.
Shelby Ford GT40
Shelby Ford GT40 1964
После трёх машин GT40, которые отказали на гонках 24 часа Ле Мана в 1964 году, Ford решили отправить Джона Вайера на гонки Нассау. Управление командой поручили Кэрроллу Шелби с машинами, отправленными в Техас даже неочищенными после гонок. Шелби это не нравилось, но всё же он привёл команду «Форд» к своей первой победе: Кен Майлс и Ллойд Руби победили на гонке Daytona Continental 2000 км. Наконец, у Генри Форда второго появилась хорошая причина для улыбки. А в это же время новый Mustang тоже приятно радовал…
MkII: Hammertime
Ford GT40 MkII 1965
Остальная часть 1965 года была катастрофой, но опыт, полученный в это время, позволил компании достичь успеха в следующем году. GT40 MkII был готов с сумасшедшими выхлопными трубами, присоединёнными к 7-литровому V8. Он был настолько мощным, что члены гоночной команды превратились в настоящих камикадзе, поэтому боссу пришлось вмешаться на гонке 12 часов Себринга. В тот день на треке умерло 4 человека, но гонка не остановилась ни на секунду. MkII получил своё первое призовое место на Ле Мане, но счастье было омрачено. Брюс Макларен и Крис Амон были настолько близки к ведущему автомобилю с Кеном Майлсом и Денни Халмом за рулём, что Форд попросил их не идти на риск и пересечь финишную линию вместе, а не врезаться друг в друга.
Но так как машина Макларена стартовала на 18 метров позади GT40, фотофиниш был бесполезен. Майлс действительно хотел выиграть, и был очень расстроен решением Форда. Недалеко от финишной прямой он притормозил… Кен Майлс умер два месяца спустя во время испытаний экспериментальной машины «J-car», которая позже стала MkIV.
Но так как машина Макларена стартовала на 18 метров позади GT40, фотофиниш был бесполезен. Майлс действительно хотел выиграть, и был очень расстроен решением Форда. Недалеко от финишной прямой он притормозил… Кен Майлс умер два месяца спустя во время испытаний экспериментальной машины «J-car», которая позже стала MkIV.
Прожигатели шампанского
Ford GT40 MkIV 1967
После смерти Майлса J-car получил полностью новый дизайн. Идея «хлебного фургона» с плоской крышей была отброшена, так как машине требовалось больше прижимной силы, чтобы оставаться устойчивой при намного большей максимальной скорости (почти 220 м/ч). При весе 2,660 фунтов новый MkIV был легче за MkII на 300 фунтов (MkIII был дорожным автомобилем).
Ford GT40 Mk III
Десять машин GT40 приехали в Ле Ман, четыре из которых были MkIV. 7-литровый двигатель от Ford Galaxie не поменялся и вместе с кузовом с высокими аэродинамическими свойствами обеспечили «Форд-у» очередную победу, очень позлив этим Феррари. Эй Джей Фойт и Дэн Гёрни выиграли гонку, опередив две Ferrari 330 P4, став первыми американцами (и пока что единственными), которым подобное удалось. Гёрни потребовалась специальная выпуклая крыша с его стороны, чтобы поместиться в машине. Гонщик также учредил целую традицию разбрызгивания шампанского. Шоу должно продолжаться, не правда ли?
Назад к корням
Высокие скорости, которых удалось добиться в 1967, привели к учреждению нескольких новых правил в следующем году, уменьшивших допустимый объём двигателей к 3 литрам, как в гонках Формулы-1. Из-за этого Ferrari 330P выпали с гонок, но для машин, которые выпускали от 50 штук, сделали исключение. Энцо Феррари не хотел участвовать в гонках 1968 года, даже имея 3-литровый двигатель F1 в своём гараже, а Ford пришлось использовать старый MkI. Шелби снова уступил место Джону Вайеру, который использовал несколько фишек от гоночного автомобиля Mirage M1 на GT40. Они увеличили объём двигателя с 4.7 до 4.9 литра и установили уплотнительные кольца, чтобы не отказала прокладка головки цилиндра, что было постоянной проблемой оригинального двигателя. Гонка приближалась, и только один Mk1 стоял за четырьмя другими машинами на старте. Но именно он стал победителем с Педро Родригесом и Люсьеном Бьянчи за рулём, которые после первого круга обогнали машины Porsche 907 и 908.
394 фута
Ferrari вернулись в 1969, а Porsche потратили почти все свои деньги на развитие модели 917, которая шла с 12-цилиндровым двигателем и всем титаном, магнием и экзотическими сплавами, которые можно было найти в Штутгарте. Во время гонки два серийных 917 остановились из-за проблем с колоколом сцепления, но водителю третьей машины не повезло. Джон Вулфи разбился и умер после первого круга на Мэзон Бланш. Он не пристегнулся, возможно, из-за традиционного старта на Ле Мане, когда водителям нужно как можно быстрее добежать до машины и стартовать. Победитель гонки, Джеки Айкс выразил протест против этой традиции и шёл к машине подчёркнуто медленно. Это был достаточно широкий жест, учитывая то, что он смог опередить Porsche 908 Ханса Херманна на 394 фута. Ему повезло, так как у Porsche были проблемы с торможением, но в то время стало понятно, что GT40 устарел навсегда. Porsche были непобедимы в 70х.
Реплики
Чтобы построить GT40 много ума не надо было, поэтому частные гонщики продолжили традицию после того, как Ford покинули сцену. Британская компания Safir Engineering получила права и чертежи машины, а в Америке Superformance выпускали лицензионное продолжение MkII. Они обновили интерьер со скрытым кондиционером, поставили современные тормоза, но в основном дизайн оставался тот же. Несколько других компаний тюнинговали эти машины. Качество реплик было разным, но можно с уверенностью сказать, что они были лучше оригинала.
GT90
Ford GT90 Concept 1995
Ford потратили $3 миллиона на разработку GT90, но оно того стоило, так как эта модель стала звездой автосалона в Детройте в 1995 году. Ford описали её, как тестируемый образец для будущих продуктов, но выставочная машина шла с шинами с надписью «GT90» и дверьми с дистанционным управлением – то есть была полностью работающим прототипом. Мощность шла от 48-клапанного 6-литрового V12 двигателями с четырьмя наддувами Garrett T2 (два Lincoln V8 со спаянными последними цилиндрами), давая 720 л.с. Вездесущая независимая подвеска на сдвоенных параллельных А-образных рычагах и 5-ступенчатая МКПП FFD-Ricardo от могучего Jaguar XJ220 вместе с кузовом из углеволокна и дизайном, как у нового «Edge», стали частью GT90.
Workhorse 1
Ford GT40 2002 год
В 2002, Ford рассекретили концепт GT40. Публике и прессе он понравился, поэтому его продолжили выпускать. Ford назвали проект «Петуния» и теперь в нём участвовал Кэрролл Шелби. Первый прототип назвали Workforce 1, и легенда говорит, что «несколько инженеров Ford GT под руководством Кипа Эвинга и Рича Ринки взяли плоские панели кузова домой и несколько ночей шлифовали и красили их». Результатом стал экстерьер, который платит дань победителю 1967 года команды Shelby GT40 на Ле Мане за рулём с растратчиками шампанского Дэном Гёрни и Эй Джей Фойтом.
Ford GT
Ford GT 2006
Собранный, чтобы отметить сотую годовщину компании Ford Motor Company и 40ю годовщину легендарного Ford GT40, выигравшего гонку 24 часа Ле Мана, новый автомобиль был на 3 дюйма выше по сравнению с оригиналом. Форд хотели назвать машину GT43, но не смогли выкупить права у Safir Engineering. Производство началось в Mayflower Vehicle Systems в Норфолке, красили машины Saleen в Трое, а двигатели и механическую трансмиссии выпускали в цехе специальной команды компании на заводе «Форд-а» в Виксоме. Бывший директор Майкрософт, Джон Ширли, выкупил первую машину на аукционе на Пебл Бич. Всего было выпущено 4,038 GT между 2004 и 2006 годами.
GT крутой
Он выглядел великолепно, и нёс под капотом 550-сильный V8 с наддувом, но Джереми Кларксону этот GT не нравился. С другой стороны модель оценил Джей Лено. И здесь мы склонны согласится с Джеем...
GTX1 ещё круче
GT крутой
Он выглядел великолепно, и нёс под капотом 550-сильный V8 с наддувом, но Джереми Кларксону этот GT не нравился. С другой стороны модель оценил Джей Лено. И здесь мы склонны согласится с Джеем...
GTX1 ещё круче
Ford GTX1
Ford выпустили два родстера-прототипа оригинального автомобиля, один из которых выиграл 12 часов Себринга в 1966, поэтому они хотели сделать что-то похожее и с новой машиной. GTX1 собрали для выставки SEMA в 2005 году из 2-дверного купе Кипа Эвинга. Машина могла трансформироваться в купе, Т-топ или кабриолет. Модель также сделали ниже и добавили 150 дополнительных «лошадей». Ford не пустили эту машину в серийное производство. Как всегда, оранжевый прототип остаётся самым ценным.
Ниже, шире и быстрее
В то время как критики повторяют, что современный GT лишь тень оригинала, я со всем уважением не согласен. В моих глазах GT был дорожным автомобилем максимально близким к оригиналу, и его можно было в любое время превратить в гоночный автомобиль за считанные часы в опытных руках. Модели Ford GT были на всех треках в формах GT1 и GT3, и даже стали японским Super GT с 3.5-литровым двигателем Cosworth. Это не так уж мало.
Сумасшествие в оболочке
Во время разработки автомобиля, который разгоняется до 186 м/ч за 16.63 секунды, Джон Хеннесси также нашёл время, чтобы подарить модели Ford GT скорость в 263.3 м/ч. Это не только доказывает, что Техасец просто сумасшедший, но и говорит о пуленепробиваемости дизайна GT.
Ниже, шире и быстрее
В то время как критики повторяют, что современный GT лишь тень оригинала, я со всем уважением не согласен. В моих глазах GT был дорожным автомобилем максимально близким к оригиналу, и его можно было в любое время превратить в гоночный автомобиль за считанные часы в опытных руках. Модели Ford GT были на всех треках в формах GT1 и GT3, и даже стали японским Super GT с 3.5-литровым двигателем Cosworth. Это не так уж мало.
Сумасшествие в оболочке
Во время разработки автомобиля, который разгоняется до 186 м/ч за 16.63 секунды, Джон Хеннесси также нашёл время, чтобы подарить модели Ford GT скорость в 263.3 м/ч. Это не только доказывает, что Техасец просто сумасшедший, но и говорит о пуленепробиваемости дизайна GT.
Будущее
А будущее заключается в том, что скоро мы снова увидим Ford GT. Во всяком случае в начале 2015 года в Детройте Ford представил новинку. Посмотреть можно, пройдя по ссылкам ниже:
Еще материалы по теме: