Главное меню


После выхода в 1964 году знакового пони кара Форд Мустанг, подразделение Линкольн-Меркури начали работу над собственным стильным купе, которое должно было сократить ценовой диапазон между Mustang и Thunderbird. Получившаяся в итоге машина получила имя Mercury Cougar.
Начало.
В начале шестидесятых главной целью подразделения была поддержка моделей Линкольн на рынке. Поноразмерные Меркури не могли внести заметный вклад в борьбу с основным конкурентом GM и подразделениями Олдсмобил и Понтиак. Основная сила бренда от Форд была в компактных автомобилях, например, Mercury Comet, который был основан на Ford Falcon, и имел непллохой коммерческий успех.
T-7
К 1963 году генеральный управляющий Форд Ли Якокка готовил к показу новый спортивный автомобиль - Форд Мустанг. Дизайнеры из Линкольн-Меркури готовили свое видение люксовой версии Мустанга, которое получило кодовое имя T-5. Это даже не был как таковы проект, скорее исследование, поиск нового стиля и внешности автомобилей. Однако, все идеи и  наработки воплотились в еще более высококлассную  собственную разработку - Т-7, которую генеральный менеджер Линкольн-Меркури Бен Миллз хотел представить публике максимально быстро. Если T-5 был сделан все таки как улучшенный Мустанг, то T-7 - крутое собственное видение Меркури.  Но сделанное с оглядкой на руководство  Форд, потому что концерн не до конца был уверен в запуске высококлассных версий Мустанга.
Однако, год спустя стало понятно, что Мустанг не просто был принят на ура, он стал бестселлером. Огромный коммерческий успех подтолкнул всех производителей к разработкам различных пони и масл каров. От этого огромного пирога откусить хотели и в Линкольн-Меркури. Ли Яккока, который стал вице-президентом всего Форд, дал добро на запуск T-7 в серию.
А вот с именами моделей все очень интересно. На самом деле имя Мустанг не было первоначальным. Модель панировалось назвать Ford Cougar. да-да! Никак иначе. Mercury же давал изначальное имя своему детищу... правильно, на космическую тему, модное в то время - Apollo. Но не сложилось. Две крупных рекламных компании показали, что на имя Форд Кугар реакция у публики несколько ниже, чем ожидалось. После раздумий и поиска нового имени, модель получила свое название в честь P51 Mustang, истребителя Второй Мировой. Космическая тема Меркури тоже была не по душе концерну, и, первоначальные эмблемы от Мустанг отошли к Меркури Аполло, получившему свое новое имя - Кугар. Видимо, что плохо для Форд, то хорошо для подразделения.
Самый дешевый способ построить новую машину, это взять готовую известную модель и сделать ей некоторые косметические изменения. В случае с Мустанг-Кугар, такой подход сработал бы, ведь первый был очень популярным. Но Пол Лоренц из Линкольн-Меркури опасался такого шага. Да, Mercury Comet был более успешным, чем Ford Falcon, но, Mercury Meteor, построенный на базе обновленного Ford Fairlane продавался очень плохо. Как и остальные купе марки, Метеор был лишь промежуточной моделью на пути к главной цели - Ford Thunderbird. Рекламная компания  Cougar тех лет гласит - ''На пути к Thunderbird''.
Mercury Cougar стал больше, чем Comet, основывался с оглядкой на Мустанг, но со своим уникальным дизайном и полностью своими кузовными панелями. Колесная база Пумы была на 3 дюйма больше, чем у Мустанг. А сам Кугар на 6,7 дюймов длиннее своего брата. Причем, прибавка пошла в сторону... задних пассажиров. Помимо размеров, в салоне использовалась более высококлассная отделка, а на звукоизоляцию салона ушло без малого 60 кг, что делает Пуму более тихой, нежели Мустанг. Тормоза и подвеска были очень похожи, но настроены по-разному. Меркури Кугар был настроен для более плавной поездки, с более мягкими резиновыми втулками. Двигатели и трансмиссии были очень похожими. Базовым стал 289 двигатель V8 мощностью 200лс.  
Основная стилистическая разница в передней радиаторной решетке, ''электробритве'' Пумы и последовательные задние фонари от Thunderbird, которые при включенном поворотнике последовательно мигали в направлении поворота (испоьзуется до сих пор на Мустанг).
XR-7
Если отделка стандартных Форд Мустанг и Меркури Кугар была для Вас слишком простой, а большое купе покупать не хотелось, то был вариант специально для таких случаев - XR-7, который включал в отделке дерево, полную панель приборов,  кожаную и виниловую обивки. Рекламный слоган тех лет гласил: ''Автомобиль для человека, который стремится к Астон Мартин, но не имеет бумажника Джеймса Бонда''. К 1970 году хардтоп купе XR-7 стоило 3413 долларов, что на 299 долларов больше, чем хардтоп на базе Cougar и на 692 доллара больше, чем шестицилиндровый хардтоп на базе Mustang. Полностью заряженный Cougar мог легко преодолеть отметку в 5000. В то время это было много денег.
Благодаря своему бОльшему весу и более комфортным настройкам, Кугар был неизбежно менее спортивным, нежели Мустанг. Но, роскошный интерьер не всегда мог скрыть скромное происхождение. Например, не было электростеклоподъемников - двери Мустанга оказались слишком стройными для электродвигателей. Но, Пума была более замечательно сбалансирована между спортом и аристократизмом, и, у каждого автомобиля  имелся свой характер и поклонники.  Стартовый Mercury Cougar с ценой в 2851 доллар стоил на 300 долларов больше, чем V8 Mustang.
Спорт
Незадолго до публичного дебюта Mercury Cougar в сентябре 1966 года, Форд произвел существенные изменения в руководящем составе Линкольн-Меркури: генеральный менеджер Пол Лоренц был заменен генеральным менеджером по продажам Форд Гаром Ло, руководитель Ford Racing Лео Биб был переведен на анаогичную должность в Линкольн-Меркури, а Фрэнк Циммерман младший, который курировал отдел специальных транспортных средств Форд, стал менеджером по общим продажам. Последнее на самом деле значительное событие, именно Циммерман и Биб организовали участие Форд в Indy 500 и Ле Мане. Другими словами, их прибытие означало следущее - Меркури готовится к автоспорту.
На самом деле в сезонах 1963 и 1964 в Наскаре у Меркури были некоторые успехи, но, команда Билла Строппа была частной, хотя и имела заводскую поддержку. Но не более. В этот же раз предстояло выступить еще и в новой серии Trans Am.
Ford Mustang выиграл первый сезон в Trans Am, теперь настала очередь и Mercury Cougar. Для успеха необходима было организовать постоянную, полноценную заводскую команду. За шестизначный гонорар был нанят чемпион серии Дэн Герни. Другие водители Дэйв Пирсон, Парнелли Джонс, Эд Лесли и Питер Ревсон должны были помочь в намерении Биба и Циммермана использовать Trans Am как агрессивный маркетинговый ход.
Заводская команда Mercury преуспела в сезоне 67 года в Trans Am и выиграла четыре гонки, но, в этот время начал блистать Sunoco Camaro Роджера Пенске. Дэн Герни в том сезоне стал вторым. Неплохой результат для дебюта заводской команды.
Благодаря таким результатам в автоспорте, 1967 Cougar было продано 150 тыс. Это 40 процентов от всех продаж подразделения в том году. Помимо этого, Пума выиграла звание Автомобиль года от Мотор Тренд - обязательная награда для крутых машин. В какой то момент Кугар стал желанной машиной для очень многих водителей.  В июле 1967 года к тому же, Cougar смог побить Jaguar в сравнительном тесте, что, учитывая состояние британской марки на тот момент, было очень хорошим результатом.
Двигатель
Двигатели Пума поделила с Мустангом. Производительность напрямую зависела от обьема. Стартовый 289 двигатель (4728 куб) выдавал 200 или 225 лс. В 1968 году от него отказались, заменив на 302 двигатель (4942 куб) мощностью 210 или 230 лс. Cougar с ним мог разгоняться до 60 миль в среднем за 10-11 секунд. Были и большие блоки, ставшие опциональными: 390 блок (6391 куб) на 320 лс и позже 428 и 429 блоки (6990 куб и 7027 куб соответственно) мощностью 320 и 335 лс. Все бы ничего, но большие производительные блоки сделали тяжелой переднюю часть автомобиля.
1968 год
Несмотря на энтузиазм в рядах Линкольн-Меркури относительно Trans Am, руководство Форд было менее оптимистичным. Во-первых, прямая конкуренция Mustang и Cougar на трассе. Во-вторых, версия Cougar Trans Am все же разительно отличалась от комфортной машины для повседневной жизни - покупатель получал не совсем то, что видел на трассе. В-третьих, первый успех Пумы был связан еще и с родственными Comet/Cyclone - а эти три машины не могли поднять не самые высокие продажи Меркури.
Вполне ожидаемо Ло, Биб и Циммерман были вынуждены отказаться от Транс Ам. Но, частники вполне могли заказывать Cougar для гонок. Просто заводской команды больше не стало. Менеджмент пытася сделать горячие версии GT, GT-E, модель Eliminator с двигателем от 1970 Ford Mustang Boss 302. Но, роскошную составляющую уже нельзя было убрать.
Больше не значит лучше
Структурно Cougar был связан с Mustang, и вместе эти  модели переживали все изменения и рестайлинги. В 1969 году Cougar стал длиннее, ниже, шире и тяжелее. Общий мотив конечно угадывался, но, тяжелая боковая часть навевала мотивы Бьюика. Пума стала выглядеть надутой. Покупатель видно не совсем понял стремления концерна, и обратил свой взор на другие производительные модели, благо, к 1970 году их было более чем достаточно.
Если посмотреть на машину сзади, то из-за большей ширины (74 мм), колеса буквально стали тонуть. Некоторые в шутку прозвали Кугар голубем - большое тело, маленькие лапки. Увеличивая ширину, стоило ставить и более широкие шины. Виниловая крыша стало очень популярной опцией, и стоила всего 89, 40 долларов. Но, визуально различия в цвете сделали переход более заметным, чем в первом поколении, где эта линия выглядела более естественно.
1971
Многие не любят Мустанг начала семидесятых. Машины стали еще больше. Теперь длина Mercury Cougar составляла 5001 мм. Колесная база растянулась до 2847 мм. С 429 двигателем машина стала весить почти 1800 кг - много для спортивного купе. Переработали и переднюю часть, попытавшись развести модели Montego/Cyclone и Cougar. К этому времени Гар Ло и Лео Биб ушли из Форд, а возглавлять Линкольн-Меркури с 1969 года стал Мэтт Маклафлин, который считал, что его подрезделению и делать нечего в спортивном сегменте, и необходимо сосредоточиться на костяке общества - семьях среднего класса. На рынке роскошных автомобилей Меркури был разбит окончательно, благодаря моделям Chevrolet Monte Carlo и Pontiac Grand Prix. Продажи неумолимо снижались...
1973
Модель 1972 года была идентичной 1971. В 1973 же, из-за новых травмобезопасных бамперов, длина машины увеличилась до 5067 мм. Вот только большого блока больше не было. 351 двигатель (5765 куб) мог выдавать всего 165 или 262 лс.
Ли Яккока признавал, что даже Мустанг этих лет получился очень большим, и в 1974 году было решено уменьшить габариты. Но что было делать с Cougar?
Многие хотели ликвидировать модель. Но, благодаря Уильяму Бентону, который сменил Мэтта Маклафлина, Пума продолжила жизнь. Однако, в отличие от Мустанг, который должен был взять за основу Пинто, Уильям Бентон хотел сохранить в Кугар хоть какую-то самобытность. Создай он Пуму 2 на основе Пинто, то появлялся еще один конкурент - Капри. Поэтому, решено было сделать купэ еще больше - на базе Torino и Montego, что превращало Cougar в персональный роскошный автомобиль, который стал похож на Ford Elite. Обновленный Кугар дебютировал в 1974 году и поднял продажи, по сравнению с предыдущим годом, на 50 процентов. Но, это и близко не стояло к результатам 1967-68 годов. Большая кошка просуществовала до 1976 года.
Забвение
Начиная с 1977 года, Линкольн-Меркури решает применить имя Cougar к совсем иному среднеразмерному автомобилю, в числе которых были седаны и универсалы. Фактически новый Cougar стал двойником Ford LTD II. Колесная база стала 2896 мм для купэ и 2997 мм для седана и универсала. Версия XR-7 была тоже пущена в серию. Но, это место занял уже европейский Capri. Правда, в 1979 году приемником стал Мустанг.
Неудивительно, что универсалы Cougar исчезли уже через год, седан дожил до 1980 года. Начиная с этого года Пума стала двоюродной сестрой нового Ford Thunderbird, предлагая при этом аналогичные показатели.
Cougar 1983-1988 модельных лет, как и Thunderbird и Lincoln Mark VII переехали на платформу Fox.  Спустя 10 лет Кугар стал наконец-то более коротким (колесная база 2647 мм). До 1986 года были доступны четырехцилиндровые турбированые двигатели, а в 1987 году появился шестицилиндровый атмосферник обьемом 231 куб (3791 куб.см). Более производительная версия XR-7 имела под капотом 302 Ford V8 мощностью 150 лс.
Последующее сокращение спроса привело к закрытию проекта Thunderbird в 1997 году. В 1999 году Cougar был уже переднеприводным компактным спортивным купэ, которое продавалось за пределами Штатов. Однако, Пума недолго пережила своего брата - в 2002 году модель была снята с производства окончательно. Спустя несколько лет, Форд закрыл и подразделение Меркури.
К сожалению для Mercury Cougar, ему постоянно приходилось оставаться в тени своего брата - Ford Mustang и основываться на различных других моделях. И даже, когда были все шансы побеждать в автогонках - властная рука Форда быстро умеряла пыл и направляла свои подразделения по одному пути - нет внутренней конкуренции. Но, мы все равно будем помнить мягкую кошку и ее электробритву спереди.