Dodge Charger
Когда пересекаются линии высокого внешнего стиля и производительности, создается действительно особенный автомобиль. Dodge Charger был одним из таких автомобилей. В 1966 году Dodge появился с новеньким дизайном и мир автолюбителей это заметил. Новый «Додж» стал скачком вперёд в дизайне машин 60х годов и он смело сделал то, что другие машины делали очень редко, а маслкары не делали вообще, - предоставил потрясающее характеристики, объединённые с исключительной роскошью. До появления Charger быстрые машины Dodge были немного скучноваты. Они были быстрыми, благодаря впечатляющей линейке двигателей. Но когда дело доходило до крутости, то оставалось желать лучшего.
Charger решил эту проблему одним взмахом волшебной палочки. Его линия крыши кузова была самой радикальной среди всех машин среднего размера на рынке, отделка – такая же шикарная, как и у Крайслера.
Название Charger с английского переводится как «боевой конь», и оно сразу же оправдывалось при нажатии на педаль газа. Второй обычный перевод - зажигалка, зарядник.
Но Charger выпускался не просто так, а для гонок. На дворе стоял 1966 год, и большая игра шла на Наскаре. Ни одни другие гонки не могли сравниться с 24х часовыми гонками на выживание на спидвее в Дайтоне. И Charger со своим новым аэродинамическим стилем представлял серьёзную угрозу для больших трасс.
Dodge был подразделением Крайслера, которое выпускало машины специально для гонок серийных автомобилей. Когда модель появилась в 1966, она стала первой попыткой крупного производителя создать автомобиль, главной особенностью которого была гоночная аэродинамика от бампера до бампера.
Dodge Charger 1966 года
Крайслер позаботился не только о форме автомобиля, полностью подогнанной для соревнований на высоких скоростях, но о наборе элементов роскоши.
«Charger был намного выше среднего уровня. Я думаю, Charger похож на T-Bird от «Форд» в том контексте, что он больше подходит людям с высокими доходами и со вкусом, отличающимся от большинства», - объясняет реставратор Кит Мэйни.
Charger был также крупнее, чем большинство маслкаров, что оказалось и благословением, и проклятием одновременно. Размер был положительным моментом, когда дело доходило до роскоши и удобства, однако для гонок на светофорах создавал проблемы. Но Dodge не собирались делать слабенький маслкар. Проблему соотношения веса и мощности они решили просто – добавили ещё мощности. Благодаря размерам Charger каждый двигатель во внушительном ряде мощнейших двигателей «Додж» прекрасно помещался в моторном отсеке новой машины. Вся базовая линейка моторов для Charger была очень мощной, но самым любимым движком всегда оставался – 426 hemi. При желании можно было укомплектовать автомобиль для разных целей – от стильной езды по улицам до разрыва гоночных трасс.
Это был автомобиль действительно способный на всё. Он способен быть к месту и в подъезде возле дома или загородного клуба, и на гонках. Именно эта способность сделала Charger одним из лучших американских маслкаров всех времён.
Рич Пэнкц – коллекционер, который внимательно следит за ценой и появлением этих машин в продаже. «Dodge Charger – одна из лучших роскошных машин, которая стала также одной из самых востребованных в мире. Её ищут постоянно. И если у вас есть такая машина, то вам действительно можно позавидовать».
Несмотря на всё это, Charger будут больше помнить по сумасшедшим выступлениям в Дайтоне, Дарлингтоне и Талладеге. Вот где машина получила свою славу.
До Dodge Charger
Когда «Додж» начал выступать на гонках серийных автомобилей в начале 50х годов, он был далёк от того, чтобы называться спорт каром. Любая машина, которая была на тех же гонках, обставляла «Додж» в два счёта. Но с появлением нового двигателя Хеми, Dodge вскоре завоевал репутацию автомобиля, способного выиграть гонку на любом расстоянии. У Dodge была репутация компании, выпускающей машины малого веса, но с огромным количеством лошадиных сил под капотом. С этой выигрышной формулой «Додж» прошёл все 60е. В 1968 Хеми уступил место 413 двигателю. Этот движок и ещё его брат, 426й, в конце концов, помогли появиться на свет самым лучшим в мире машинам для дрэг-гонок.
Хеми - гоночный двигатель 1964 года
В 1964м Chrysler заново представили Хеми как полностью гоночный двигатель, который подходит и для гонок серийных автомобилей, и для дрэгов. К середине 1964 года на рынке доминировали маслкары небольшого размера, которые выглядели более по-молодёжному. Однако у Dodge был свой план. Когда весь мир, включая их сестринское подразделение Плимут, стали выпускать пони кары, «Додж» разработали машину побольше. Некоторые посчитали подход компании старомодным, но вопреки ожиданиям новому автомобилю было суждено привлечь всеобщее внимание.
«Додж» сделал что-то необычное. Вместо того чтобы выпустить пони кар, они создали что-то среднее (Charger). Они пошли по пути, который отличался от избранного «Форд-ом» и позже GM, выпустившими Camaro и Firebird», - говорит Мэйни.
Dodge Charger II 1965 года
Летом 1965го Dodge выпустил экспериментальный выставочный автомобиль, названный Charger II, у которого была покатая крыша, прикрепленная на стандартный кузов. Публика была ошеломлена.
«Автомобиль разделил людей на 2 лагеря: одним он нравился, другим – нет. В то время многих машина не заботила, а те, кто купили её, были, конечно, в восторге», - замечает Мэйни.
Dodge Charger II 1965 года
Dodge Charger ‘66
В конце 1965 Charger стал реальностью. Стиль Charger-а 66го года был самым прогрессивным на то время. От сплошной решетки с надписью хромированными буквами «Charger», скрытых передних фар до габаритных огней – машина притягивала внимание. Пока что самой привлекательной особенностью дизайна автомобиля была крыша – полностью аэродинамичная, начиная от лобового стекла до габаритных огней, и включающая небольшое заднее стекло, которое больше напоминало люк.
Dodge Charger 1966 года
И если вам удастся насмотреться на внешний вид автомобиля и таки залезть в салон, то вы окажетесь окружены шикарным и ярким интерьером. Четыре индивидуальных ковшевых сидения, полная длинная консоль и щиток управления с инструментарием то ли для гоночного автомобиля, то ли для космического корабля. Среди других новшеств в интерьере Charger-а были откидные задние сидения, которые позволяли вместить много багажа или спрятать парочку друзей въезжая смотреть кино под открытым небом.
Dodge создали эту машину как роскошный хотрод и она вышла что надо. Большая часть эксклюзивного оснащения была стандартная, например, деревянный ободок руля и напольная автоматическая или 4х ступенчатая трансмиссия.
Базовым двигателем Charger-а 66го года был 318й, однако существовало возможность выбрать и другие варианты. Например, 361й с двухкамерным карбюратором и мощностью 265 л.с. или 383й с 325 л.с. Однако по-настоящему Charger прославил 426 хеми. Хеми был мотором, который из любой кучи хлама мог сделать автомобиль. Charger и Хеми вместе создали самый желаемый автомобиль 1966 года. В тот год было продано более 37,000 машин. Но Dodge видел даже более светлое будущее для своего нового автомобиля, и оно началось на гонках американских серийных автомобилей.
Dodge Charger и Nascar
Charger дебютировал на Наскаре, как претендент на первое место, и выиграл квалификационную гонку на Дайтоне 500. Вскоре стало очевидно, что первая аэродинамическая попытка «Додж-а» нуждалась в небольших модификациях. Дело в том, что на высоких скоростях машина сзади немного поднималась. Тогда к багажнику добавили небольшой спойлер, что прижало машину к земле. В июле Charger Сэма Маккаггса выиграл Daytona Firecracker 400. Дэвид Пирсон выиграл Наскар в 1966 году за рулём Dodge, сделав Charger победителем Наскара в своём первом сезоне.
Dodge Charger 1967 года
Dodge Charger 1967 года
Итак, в 1967 году Dodge оставил свою выигрышную комбинацию почти без изменений. Аэродинамичный корпус и шикарная отделка остались с незначительными изменениями. Новые расцветки чехлов облагородили интерьер, а длинная консоль стала теперь опцией. Несмотря на то, что Charger был ориентирован на рынок дорогих машин, Dodge не забыли его «немного» усилить 440 двигателем Magnum. Крайслер изначально выпустил его для больших машин, где он выжимал 350 л.с. на низких оборотах. Магнум просто подвинул с дороги всех конкурентов с их жужжащими аксессуарами. Он выжимал 375 л.с. при 4600 оборотах. И давал 480 фунтов на фут крутящего момента при 3200 оборотах.
Мэйни объясняет: «440й был действительно хорошим двигателем для улицы. По сути, большинство считают, что он даже больше подходит для улицы, чем 426 хеми».
Несмотря на то, что 440 магнум был очень мощным, он ещё и стоил на 300 долларов меньше, чем хеми. Поэтому Charger 67го года стал настоящим американским уличным монстром. К сожалению для «Додж-а», Charger не пользовался такой же популярностью на улицах, как на трасах Наскара.
В 1967 году велись сражения за сердца и умы любителей маслкаров, так как у «Додж-а» было несколько конкурентов. Самыми серьёзными считались меньшие Firebird и Camaro. Charger уже был больше и дороже большинства средних маслкаров, а эти новые дорожные ракеты только усложнили ситуацию для «Додж-а». По сравнению с предыдущим годом продажи упали на 16.000 единиц, поэтому наступило время сделать рестайлинг.
Dodge Charger ‘68
Dodge Charger 1968 года
Модель 68го года немедленно заставила всех забыть о первом поколении Charger-ов. Первые автомобили были клинообразными, а новые – настоящими стрелами. Профиль кузова нового Charger приобрел плавные линии и изгибы, что делало его схожим с бутылкой кока-колы. Позже его так и называли. Машина сохранила оригинальную решётку и складывающиеся передние фары. Угол наклона заднего стекла изменился, сделав лучше обзор, но сохранив вид гоночной машины. В интерьере продолжилась мажорная тема с добавлением новой приборной панели, которая включала спидометр на 150 м/ч и полный комплект приборов. Под капотом всё оставалось по-прежнему. Но на все новые Charger RT шли стандартные двигатели 440 Magnum.
В 1968 году продажи возросли и около 96,000 машин появились на улицах. Наконец-то Charger становился одним из самых любимых американских маслкаров. Однако гонщикам нужен был не только новый дизайн.
1968 гоночный год стал тяжелым для команды Dodge. Уменьшенная решётка и новое заднее стекло создавали проблемы на трассах. А тем временем «Форд» выпустил модель «Taurina» сильно схожую с Charger-ами 67 и 68гг, которая успешно выступала на гонках. Когда мощность двигателя на максимуме, остаётся только один способ увеличить скорость – аэродинамика.
В июле 1968 года инженеры компании «Крайслер» выпустили новую версию Charger специально для гоночных команд. И благодаря часам, проведённым в аэродинамической трубе, обе проблемы автомобиля были устранены. Решётку и стекло заменили, а сзади встроили спойлер, что в разы увеличило аэродинамику автомобиля.
Однако, согласно правилам Nascar, должно быть не менее 500 единиц автомобиля, принимающего участие в гонках. Поэтому Dodge поставили эту специфическую задачу для Creative industries. У них, конечно, не получилось сделать ровно 500 машин, но конечное количество приближалось к желаемому. И вот в сезоне Наскар 1969 уже готовилась выступать гоночная команда Dodge с новым Charger 500.
Dodge Charger 500 1969 года
Dodge Charger 500 1969 года
Пэнкц вспоминает: «Все думали, что машину назвали так в честь 500х Талладег или Дайтон. Но она была названа так из-за тех 500 машин, которые необходимо было выпустить». Charger 500 вышел победителем Дайтона 500 в том году. Однако для команды инженеров Крайслера этого успеха оказалось недостаточно, и они вернулись в аэродинамическую трубу, предоставив новому автомобилю самому завоевывать себе славу на улице. А те несколько 500х Charger-ов даже не пытались скрывать свою гоночную сущность.
Сначала использовался 426 хеми как стандартный двигатель, но его скоро заменили на Магнум. Эмблема «500» появилась на решетке и хвосте автомобиля. А сзади машину «обернули» «полосами шмеля» с номером 500 внутри. Charger 500 был прекрасной машиной для улицы – мощный, великолепный внешне и существенно выделявшийся на фоне остальных машин. Единственной проблемой было то, что таких машин было меньше 500. В результате немногие люди смогли вообще увидеть Charger 500, а ещё меньшее количество приобрело к нему ключи. Большинству фанатов Charger приходилось довольствоваться обычным Charger-ом, Charger RT или ультра-роскошным Charger SE. Довольно-таки неплохая альтернатива, а? Теперь Charger-ы находились на вершине маслкаровой горы. Только во второй год с момента выпуска Charger RT были так популярны, что продали более 20,000 автомобилей за год. Несмотря на некоторые сложности в гонках, RT становился одним из самых популярных маслкаров компании «Крайслер». В 1969 все три версии Charger стабильно продавались по 90,000 машин в год.
Однако не стоит забывать, что инженеры Dodge не собирались останавливаться. Ещё один Charger ’69 ждал своего часа и он собирался свести с ума людей от Талладеги до Дайтоны.
После двух попыток сделать Charger ’69 чемпионом, Dodge удалось создать довольно неплохую гоночную машину, но их по-прежнему время от времени обставлял летающий Ford Talladega. Можно было подумать, что «Додж» не будет выпускать ничего до конца года, но компания решительно собралась вернуться как раз во время гонок Наскар.
Было понятно, что наступило время для чего-то нестандартного. В 1969 команда по аэродинамике компании «Додж» придумала что-то действительно уникальное. Это была Daytona. Новая модель получила носовой обтекатель и антикрыло почти 2 фута в высоту. С его помощью Дайтона была обеспечена дополнительной устойчивостью и прижимной силой. Когда команда Dodge выпустила Дайтону в Талладеге в сентябре, крылатое чудо заставило всех раскрыть рты от удивления. Всю неделю команда Форд-а выжимала 185 м/ч, в то время как Dodge проехал испытательный круг на скорости в 199 м/ч под номером 88 Daytona. Тогда все поняли, что мир изменился.
Dodge Charger Daytona 1969 года
Dodge Charger Daytona 1969 года
Кит Мэйни описывает появление Charger Daytona: «Dodge действительно скинул бомбу на Наскар, выпустив Дайтону, которая, конечно же, и есть та крылатая машина, о которой все так много знают. Эту машину создали для того, чтобы она побеждала на скоростных трассах, и она с этим прекрасно справлялась».
Дайтона, за рулём которой был Ричард Брикхауз, выиграла ту гонку в Талладеге и через несколько недель Дайтона Бобби Айзека выиграла Техас 500. После нескольких гонок новая модель показала, что аэродинамика у машины намного лучше, чем шины. Dodge устроит ещё одну гонку для Daytona’69 в 1970м году вместе с Superbird – новым «крылатым» компаньоном от Плимута. Тогда семья Charger-ов с новыми шинами наконец-то покажет то превосходство на дороге, которого команда инженеров Крайслера добивалась с 1966 года. Награду пришлось ждать долго, но она того стоила.
Dodge Charger 1970 года
В 1971 году в Наскар были запрещены машины с крыльями. Но Dodge уже себя показал. Они хотели побеждать на суперскоростных трассах и после 5 лет и многих миллионов долларов им это удалось. Следующее поколение Charger-ов стало самым успешным в гоночной карьере Dodge-а.
Dodge Charger 1971 года
Теперь существует 6 разных Charger-ов от базовых двухместных или хардтопов до трёх моделей Charger 500, которые влючают Charger Super Bee и высококлассную SE версию. И, конечно же, хотрод всей линейки – Charger RT. Несмотря на то, что уплотняемость падала, лошадиные силы ещё жили под капотом. Нельзя было списывать со счетов 440-Six-Pack и 426 хеми. 1971 год станет ещё одним успехом Charger-а и хеми, и это будет последний год, когда Charger называли самым стильным из маслкаров. После 1972 года карьера самого легендарного «боевого коня» 60х – Charger-а – закончилась.
Dodge Charger 1972 года
Конец Charger
Кит Мэйни вспоминает: «Конец Charger-а был таким же, как и у любого другого маслкара. Топливный кризис и спад популярности маслкаров определили кончину как модели, так и целого класса мускул каров».
Но у истории Charger-а есть эпилог. Скорее всего, самым популярным или, по крайней мере, самым известным Charger-ом всех времён считается General Lee. Каждую неделю телевизионная модель 69го года, одетая в военную форму конфедератов с маленьким горном опережала полицию и преследовала плохих парней к радости миллионов. Летающий Dodge Charger может и не выглядел очень реалистично, но всё-таки он сделал много невероятных вещей за свою жизнь (с-л Придурки из Хаззарда)
Dodge Charger General Lee
Во все последующие годы Dodge Charger следовал автомобильной моде тех лет. Вплоть до 1978 года, несмотря на падение продаж, концерн продолжил выпуск моделей с маломощными V8. Однако, на закате было продано всего около 2500 машин.
Dodge Charger 1978 года
Следующая попытка оживить славное имя была предпринята уже в середине 80-х - с 1983 по 1987 года включительно. Но эти машины так и не стали пользоваться спросом.
Dodge Charger 1984 года
Еще одна попытка была предпринята в 2005 году, когда Крайслер находился на грани банкротства. Учитывая, что модельный ряд сокращался очень стремительно, решено было создать большой спортивный седан. Однако, по-настоящему экстремальные модели появились только в 2012 году - SRT8 и Super Bee. К тому же, за счет своих характеристик, эти машины очень быстро завоевали любовь в правоохранительных службах, кинематографе и компьютерных играх.
Dodge Charger 2005 года
На волне такого успеха, была большая угроза закрытия проекта Charger. Однако, учитывая, что в концерне FCA просто нет больших спортивных седанов (за исключением не менее спорного Chrysler 300S), решено было продолжить выпуск и обновить модель к 2015 году. Результат оказался более, чем спорным, учитывая очень большое сходство с младшим Dart. Т.к. первой скрипкой руководят итальянцы, все последние модели выходят целиком из-под их пера и с их видением с прицелом на европейский рынок.
Dodge Charger 2015 года
Правда, есть и хорошая новость - новый спорт седан получил и экстремальную 707-сиьную версию Hellcat, что вывело модель в уникальную позицию - цена самая низкая среди конкурентов (около 65 тыс. долларов), а мощность максимальная.
Подробнее о последних поколениях Dodge Charger Вы можете прочесть здесь:
2015 Dodge Charger R/T, SRT 392, SXT AWD первая поездка
2012 Dodge Charger SRT8 первый взгляд
2012 Dodge Charger SRT8 Super Bee первый тест
2015 Dodge Charger SRT Hellcat первый взгляд