У этой машины даже какая-то грустная история. В начале своего пути она была в тени своих звездных братьев по конвейеру - Chevrolet Chevelle и Pontiac Tempest/Le Mans/GTO. Однако, звездный шанс для Oldsmobile Cutlass (мачете или кортик) наступил в 70-е и начало 80-х, когда балом правили не Ford, Chevrolet или даже Toyota, а именно Olds. В 1977 году было продано 1,1 млн Олдсов, из них на модель Cutlass пришлось 650 тысяч. В автомобильном мире это была не самая привлекательная, быстрая, экономичная или комфортная модель, но, что-то в ней было, что потребитель голосовал за нее долларами. К своему звездному часу модель шла почти двадцать лет...
Первый Oldsmobile Cutlass появился в 1954 году как шоу-кар, в виде фастбека с закрытым жалюзями задним окном. Название свое модель получила по имени истребителя ВМС США Vought F7U Cutlass, который дебютировал в том же году. Это не был симпатичный автомобиль, но он все же оставался довольно колоритным и выделялся на в общем-то сером модельном ряде Олдсмобил. Оригинальный Rocket 88 1949-1950 годов был любимцем у автогонщиков, но затем концерн сделал поворот в пользу покупателей среднего возраста. Была даже своеобразная шутка - Олдс не является тем, кем является спортивный Понтиак, шикарный Бьюик и престижный Кадиллак. Шутка, конечно, та еще. Это были большие, мягкие, консервативные автомобили, направленные на средний класс, который выбирал практичность и экономичность в автомобилях.
К концу 1950-х годов автомобильный рынок США перенес пусть короткий, но сильный спад продаж (начался осенью 1957 года). Особенно сильно пострадали как раз автомобили среднего класса, такие как Buick и Oldsmobile. Многие покупатели обратили свой взор в сегмент компактного импорта - продажи VW в 1958 году выросли на 120 тыс единиц. Что не прошло незаметно в Детройте.
В ответ на спад GM принимает решение инвестировать значительные средства в разработку компактных автомобилей, и первым стал Chevrolet Corvair, а год спустя появились старшие компакты и в рядах Pontiac, Oldsmobile и Buick. Все эти машины делили платформу Y-body. Под капот устанавливалась совместная алюминиевая восьмерка на 215 куб дюймов (3528 куб см) от Buick и Oldsmobile.
Однако, несмотря на спад, руководство Олдс было убеждено, что им нет необходимости выпускать компактный автомобиль, учитывая целевую аудиторию, которая выбирала как раз среднеразмерные автомобили. К тому же главного инженера Olds Гарольда Метцеля не радовала унификация с другими автомобилями концерна. Да и алюминиевый блок получился довольно дорогим.
В конечном итоге решение принимала материнская компания, а, учитывая, что у Олдсмобил не было ресурсов для быстрой разработки платформы, генеральный менеджер Джек Вольфрам предложил использовать вариацию Y-body под названием F-85.
Это был компакт. Компакт, которому противился производитель, но, который по замыслу GM позволил бы поднять продажи. Эта модель была на два фута короче и на пол тонны легче выпускаемых Олдсом автомобилей. Цены на F-85 стартовали в районе 2400 долларов, что на 450 меньше, чем Oldsmobile Dynamic 88. Несмотря на меньший размер, он как и большие Олдсы ехал мягко, также мягко и медленно реагировал на руль, был вальяжен и неспешен. До 60 миль машина разгонялась за чуть более 14 секунд, а максимальная скорость составляла 102-103 мили в час. расход топлива был средним - 22 мили на галлоне.
К 1961 году экономика начала выправляться, стали появляться старшие компакты, которые становились более спортивными и роскошными, такими, например, как Chevrolet Corvair Monza. Oldsmobile решил не отставать, и предложил продвинутую версию F-85, с улучшенной отделкой, иными сидениями и с малым блоком на 185 лс. Эта модель была названа Cutlass - как появившийся несколько ранее шоу-кар.
Хотя F-85 был практичным и разумным (вроде как) автомобилем, ранние продажи все же были разочаровывающими. В 1961 году было продано всего 80 тыс машин. Конечно, компакт имел мЕньший ценник, нежели остальные привычные модели от Олдса, но был очень дорогим, по сравнению с другими экономичными автомобилями. Например, четырехдверный седан Deluxe стоил столько же, сколько и полноразмерный Ford Galaxie. Более того, алюминиевая восьмерка оказалась настолько проблемной, что производителю пришлось увеличивать затраты на гарантийное обслуживание. Что не способствовало росту продаж.
Хотя у других дела шли не лучше. Buick Special в 1961 году получил результат в 87 тысяч проданных машин. Четырехцилиндровый Pontiac Tempest продавался несколько лучше за счет мЕньшей цены, но, за счет невысокой наценки прибыл была невысока. К концу 1961 году Джек Вольфрам и генеральный менеджер Buick Эд Роллерт начали снова говорить вице-президенту группы Эду Коулу о невозможности вести бизнес в компактном сегменте.
Что удивительно, у Ford в это время дела шли вполне себе хорошо. Среднеразмерные Ford Fairlane и mercury Meteor были больше по размерам старших компактов от GM, но стоили при этом на сотни долларов меньше. Даже с двигателем V8. Во многом виной тому была высокая стоимость разработки платформы Y-body.
К началу 1962 года Эд Коул признал, что Вольфрам и Роллерт были правы и принял решение о разработке новых моделей концерна к 1964 году, которые должны были стать снова среднеразмерными и попытаться побить Ford Fairlane. А все мы знаем, кто появился в 1964 году у Форд...
Новый Oldsmobile F-85, запущенный в производство осенью 1963 года, делил новую платформу A-body с Chevrolet Chevelle Malibu. Теперь модель была на 15 дюймов больше и на 500 фунтов тяжелее. Алюминиевый блок V8 был заменен на чугунный 330 блок (5404) в 290 лс. Также была заменена нелюбимая трансмиссия Roto Hydramatic на двухскоростную АКПП Jetaway. Дизайну тоже был придан определенный стиль, дизайн студия Stan Wilen’s смогла отойти от квадратного дизайна других моделей Олдса.
Критики сетовали на упадок меньшего F-85 и его легкого двигателя, но, покупателя Oldsmobile было не обмануть так просто, и новую версию выбрали на 35 процентов больше покупателей. Во многом это и благодаря уменьшенному ценнику, который стал возможен благодаря более низким издержкам производства. На топ версию Oldsmobile Cutlass стало приходиться около 40 процентов всех продаж дивизиона.
Однако конкуренция была очень сильна, и тот же Pontiac Tempest и Le Man продавались намного лучше. Не говоря уже о машинах от Ford. Поэтому в 1964 году было решено сделать еще один шаг в плане разведения моделей - GTO. По сути Tempest и F-85 были одинаковыми, и только новая опция GTO позволила склонить выбор в пользу последнего. Немаловажную роль в этом сыграл и 389 блок (6372) V8. Подробнее рекомендую к прочтению статью о Pontiac GTO.
Белц, Смит и Доршимер решают поставить в Олдс более большой двигатель. Очевидно, отправной точкой стали разработанные для полиции версии автомобилей. F-85, например, предлагал пакет B01 City Cruiser Apprehender, который включал в себя прочную подвеску и V8 на 290 лс. PR директор Oldsmobile Дэйв Джаррард предположил, что для успешной маркетинговой компании необходим блок на не меньше, чем 300 лс, поэтому решено было поставить 330 блок (5404) на 310 лс. Однако возникает вопрос, почему бы сразу не использовать большой блок? Ведь был, например, 394 блок (6460) V8 Rocket, который мог легко выдавть 345 лс. Думаю, причин было несколько. Первая - вес. 394 блок весил на 33 кг больше, нежели 330, хотя под капот легко вставала восьмерка от Понтиак (389 блок). Вторая причина - конец жизненного пути двигателя Rocket. И третья - менеджеры GM не любили, когда машины младших дивизионов были мощнее материнского Chevrolet. Хотя иногда и встречались бунтари, как Пит Эстес из Понтиак.
статья неокончена.