Главное меню

Мало кому известно, что знаменитый на весь мир Pontiac Firebird появился в результате «семейной ссоры». Всё началось с того, что компания General Motors отвергла идею Джона Делореана по поводу создания несвойственного для марки Понтиак двухместного спортивного авто, имеющего в своей основе модель Banshee. Однако изобретатель продолжал упорствовать, в результате чего производитель согласился на компромисс традиционной марки и мощности машины. Pontiac подключается к разработкам автомобилей на F-платформе, которыми уже начало заниматься Chevrolet, создав свою модель Camaro. Таким образом, Pontiac Firebird вошёл в семейство выпускаемых GM пони-каров всего через 5 месяцев после начала изготовления своего «кузена» Camaro. И ведь действительно, первые экземпляры этих машин настолько походили друг на друга, что их можно было назвать не только двоюродными, но даже и родными братьями.
Firebird против Camaro – начало семейной ссоры
В первые недели продаж Firebird достаточно часто сравнивали с его «кузеном» – из-за практически полностью похожего цикла изготовления и тех же материалов, включая даже одинаковый с Camaro листовой метал. Однако чуть позже, с введением в семейство новых и более оригинальных моделей из серии Trans Am, роскошные пони-кары Понтиак постепенно начинают выделяться и приобретать уже свою собственную популярность и престижность от обладания таким транспортным средством. И, естественно, ни о каком соперничестве в это время не могло идти и речи – гордые «родители» Chevrolet и Pontiac пока просто радовались популярности своих детищ. Ведь благодаря успеху Файрбёд и Камаро программа разработки авто на F-платформах привела к превышению первоначально запланированного количества в четверть миллиона экземпляров.
Преданные поклонники «Шевроле» нередко называли Firebird запоздалым продолжением идеи Camaro. И, действительно, многие более поздние авто эпохи расцвета пони-каров довольно немало позаимствовали от первенцев семейства GM. Однако несогласный с ними инженер Понтиак, один из разработчиков модели Banshee, утверждал, что Firebird не так уж и сильно напоминал Chevrolet. Да, Camaro поделился с этим авто своей знаменитой в то время и напоминающей бутылку кока-колы формой. Но, при том, что Firebird изготавливался на шасси Камаро, с использованием того же листового металла, с аналогичными по дизайну дверями, передними и задними крыльями, под влиянием разработчиков Pontiac автомобилю удалось стать более или менее уникальной разработкой и выделиться из семейства.
В первую очередь автоконцерн стал выпускать мощные двигатели собственной разработки, с ходу отличающие Firebird от Camaro. Только за 1967-й год своего дебюта Понтиак создал сразу пять вариантов мотора, что выгодно отличало его от всего лишь четырёх модификаций Шевроле. Покупателю новой модели Понтиака был доступен выбор из:
– двух шестицилиндровых двигателей (с МКПП на 3 или 4 скорости, или же с двухскоростной АКПП);
– трёх вариантов моторов V8.
Вполне естественно, что большинство водителей отказалось от боле слабых двигателей, каждый из которых имел объём 230 кубических дюймов. Ни стандартная их модификация (165 л. с.), ни усовершенствованный вариант "Sprint" (215 л. с.) не шли ни в какое сравнение с тяжёлыми и мощными моторами V-8, вдохновлёнными движками настоящих спортивных авто. Их параметры начинались уже с 326 кубических дюймов и 250 л. с. и заканчивались 400 «кубиками» и 325 лошадиными силами. Опция же Ram Air увеличила эффективность подачи в мотор воздушного потока, а также привела к появлению функциональной формы капота, улучшенных приводных кулачков и мощных пружин клапанов.
В дополнение к своим собственным уникальным двигателям Pontiac в дальнейшем стал изготавливать Firebird в стиле, отличающемся от его «двоюродного брата» Chevy, разделив переднюю решётку, сделав капот в виде клюва и добавив спортивные прорези на задних фарах. Также одним из нововведений Pontiac стало изменение формы бампера Firebird, что сделало автомобиль ещё более обтекаемым и элегантным на вид. В результате всех изменений стиль пони-кара стал практически «европейским», поместив автомобиль в категорию самых роскошных машин мира. Именно по этой причине наиболее близким конкурентом Firebird энтузиасты стали называть уже не его «кузена» Камаро, а более дорогой и престижный Mercury Cougar. Модель Понтиака 1967-го года была доступна в двухдверной комплектации, а число её продаж достигло 67032 экземпляров. Впрочем, моделей Camaro было реализовано вдвое больше, однако это можно объяснить их низкой стоимостью и пятью месяцами «форы». В то время как Firebird удивил всех, превратив довольно посредственные, по прогнозам критиков, шансы в ошеломительный успех.
Pontiac Firebird 1968-го года
В 1968-м модельном году был выпущен новый рестайлинг Firebird, впрочем, не так уж и сильно отличающийся от прошлогоднего. Дизайнеры Понтиак изменили не только салон авто, но и его внешний облик – так, например, новая вентиляционная система Astro привела к тому, что боковые вентиляционные отверстия стали уже не нужны. В то же время Pontiac получил габаритные огни на крыльях, надёжную защиту фар и расположенные по бокам стилизованные наконечники стрел, не говоря уже о шахматной подвеске и мультилистовых задних пружинах, обеспечивших улучшенную управляемость. Под капотом у Firebird поместилось просто ошеломляющее количество лошадиных сил, что стало следствием установки нового мощного мотора V-8. Покупателям сразу же понравилось новый пони-кар и всего за год количество его продаж превысило сотню тысяч – концерн реализовал 90152 модели с кузовом купе и 16960 кабриолетов.
В 1969-м году, несмотря на серьёзный рестайлинг, продажи новых Firebird значительно упали – до уровня всего 88 тысяч авто, 76059 купе и 11659 кабриолетов. Дизайнеры старались, переделывая автомобиль спереди и сзади, отделив фары от решётки при помощи широких бамперов типа Endura. Изменению подверглись и приборная панель, и даже рулевое колесо. Теперь отверстие для ключа зажигание находилось уже не на торпеде, а на рулевой колонке. Однако покупатели, так же как и критики, не спешили радоваться всем этим нововведениям.
Пришествие Trans Am
И всё-таки компании Pontiac снова удалось восстановить свои позиции на автомобильном рынке, представив широкой публике модель Trans Am, совершенную и роскошную, предназначенную специально для участия в авторалли серии SCCA. Новый Firebird был способен впечатлить даже любителей мотогонок, имея в своей базовой комплектации двигатель высокой мощности системы Ram Air (называемый Ram Air III). Для тех же, кто хотел получить ещё большую мощность, имелась возможность выбора двигателя Ram Air IV объёмом 400 кубических дюймов.
Несмотря на то, что в течение первого года было продано всего 689 экземпляров Trans Am, это можно было назвать огромным успехом. Автомобиль стал единственной, кроме Шевроле Корветт, мощной американской машиной, производство которой не останавливалось с самого первого дня. Престиж, которым наслаждались владельцы Trans Am, был связан с тем, что авто было очень легко узнать. Хотя бы по звуку его ревущего мотора, по проносящимся мимо вас размытым белым и синим гоночным полосам и по исчезающему вдали спойлеру машины, гордо установленному сзади.
Из-за некоторых проблем с производством в 1970-м модельном году Pontiac продолжил выпускать немного переделанную прошлогоднюю модель. И, к тому времени, когда в продаже появился совершенно новый Firebird, из-за позднего выхода его можно было назвать моделью 1970 Ѕ года. Это авто уже ничем не напоминало по форме бутылку колы, в результате чего выглядело ещё более элегантно и по-европейски. Не в последнюю очередь именно поэтому состоятельные покупатели делали свой выбор в пользу Firebird Esprit 1970 Ѕ, хотя большинство остальных всё же покупало его за движок объёмом 400 куб. дм.
Маленький пони-кар, который смог выжить
И всё-таки даже красота и элегантность Firebird не смогли сохранить уровень его продаж на прежнем уровне, особенно во время неудачных для подобных авто 1970-го и 1971-го годов. В 1972-м году GM практически прекратила выпуск модели. Однако маленький пони-кар производства Pontiac смог устоять и в конце концов стал своеобразным символом мощного авто, отметая все сравнения со своим «кузеном» Camaro. Вопреки ожиданиям даже своего собственного семейства, Trans Am был популярным на протяжении многих лет и выпускался вплоть до 2002-го года, пережив всех своих конкурентов и прототипов. На сегодняшний день машины Firebird, особенно из серии Транс Ам, обладают популярностью, даже большей, чем в первые годы их выпуска. Немало новых поклонников Firebird получил, прославившись в фильме «Смок и Бандит» (и появляясь во всех следующих его сериях). Однако одно можно сказать наверняка – и во время выпуска, и после его прекращения пони-кар Понтиак всегда был и остаётся автомобилем, о котором никогда не забудут.