Главное меню

Ford Talladega – Рассекает воздух, как нож масло
Гонки в Америке начались не с появлением первого автомобиля, а с появлением второго. И вполне возможно, что оба этих автомобиля были «Форд-ами». Он скользил, рассекал воздух, как горячий нож масло. У него был очень большой двигатель, который мог мчаться на максимуме день напролёт. И создан он был только для одной цели: скинуть могучие машины Dodge и Hemi с гоночной вершины. Ford даже назвали новый автомобиль именем, которое ассоциировалось с невероятными скоростями, - Talladega (такое же название носит гоночная трасса в Алабаме).
Последнее слово «Форд-а» в развитии мощных автомобилей
Torino Talladega стал последним словом «Форд» в эпоху гонки лошадиных сил в 60х. Talladega и его кузен Mercury Cyclone Spoiler II на гонках серийных машин выжимали более 200 м/ч. Их аэродинамический капот и покатая крыша давали явное преимущество над их главными соперниками – «Додж-ами» и «Плимут-ами». В 1969 с новенькими двигателями Boss 429 под капотом команды Ford и Mercury легко победили грозные Hemi от Chrysler.
Тим Уэллборн вспоминает: «Ford появились на гонках и поначалу совсем немного отставали, но их машины были похожи на стрелы. И вот они оказались быстрее. Что же случилось? Chrysler должен был нанести встречный удар и выпустил «Дайтону» и Super Bird. Гонка набрала оборотов. По правде говоря, эти машины стали слишком быстро такими мощными». Ford создали Talladega, не потому, что хотели видеть его у каждого гаража в Америке. Однако Talladega оказалась попросту магическим 600-сильным средством продаж.
Например, если вы решили пойти летом 1969 в представительство «Форд» и попросили проехаться на Talladega, то в нём не было и одной такой машины. Вместо этого вам предложат проехаться на Torino GT 1969 года с 390м двигателем или на Fairlane Cobra с устрашающим 428м или на десятке других фантастических машин, которые находились в выставочном зале. Там была любая модель, кроме Talladega. Её создали исключительно для гоночных трасс. Torino Talladega был последним в длинной линейке быстрых «Форд-ов», которые уходили корнями в Fairlane 1956 года. Fairlane был одним из лучших автомобилей «Форд-а» - мощным и экономичным маслкаром. Эволюционировав в Torino Talladega, он открыл новую эру мощности и аэродинамики, и это взорвало гонки серийных моделей.
История Ford и гонок серийных автомобилей
В середине 50х гонки серийных машин становились очень зрелищным и очень дорогим спортом. Существовала прямая зависимость между победами на гонках и продажами, и «Форд» понимали это лучше всех. В это время в поле зрения компании попали двое джентльменов, которые стали очень важными для гоночного будущего «Форд-а», - Джон Холман и Ральф Муди.
Ли Холман вспоминает как его отец, Джон, впервые присоединился к команде Ford, чтобы проектировать гоночные автомобили. «У «Форд-а» была гоночная команда в Шарлотт, но она была не сильно успешной. Поэтому они искали нового менеджера (мой отец работал в Калифорнии) и они предложили ему приехать на восточное побережье и стать менеджером команды. И машины сразу же стали успешными. Они начали выигрывать каждую гонку».
В 1956 команда «Форд» выиграла 27 гонок кабриолетов и ещё 13 на хардтопах с новеньким Fairlane. В следующем году Fairlane добились очень важного успеха для компании – продали 150,000 машин Chevy 57го года. Даже соглашение между главными автопроизводителями сократить их активность не сильно повлияло на мир гонок. Большинству людей не было дела до того, были ли компании на гонках или нет. Они просто хотели смотреть как быстрые машины соревнуются. И они хотели покупать автомобили, которые побеждали.
К 1963 году всё шло по задумке Ford-а. Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны «Додж-а» и «Плимут-а», «Форд» занял первые пять позиций на Daytona 500 в 1963м. На первые места машины Ford вывел лучший из их супер двигателей – высокоподъёмный 427й. Этот мотор-пуля не могли победить более десяти лет на гонках серийных моделей. Ford-у нужна была каждая унция лошадиной силы, которую можно было выжать сейчас, и как результат, их гоночные автомобили становились немного грузными.
«В начале 60х годов у «Форд-а» было несколько довольно больших машин», - говорит Ли Холман, - «Я не знаю, видели ли вы Galaxie 62го или 63го годов, но это довольно большой кусок металла». Galaxy весил 4150 фунтов и обладал аэродинамикой школьного автобуса. Но он всё же оставался самой быстрой машиной на трассе благодаря невероятным двигателям «Форд-а». Было понятно, что единственный способ добавить «лошадок» к мощности – посадить машину на диету. Чтобы прибавить скорости, гоночные команды вывели на арену старого боевого коня – Fairlane.
Fairlane прошёлся тяжелой походкой по линейке «Форд-а» как экономичный автомобиль. В 1966 Ford дал ему новую жизнь мощного маслкара. Парни из Наскара приятно удивились узнав, что этот чудесный уличный маслкар может ещё и быть классной гоночной машиной. На протяжении всего 1967 года гонщики «Форд-а» занимались поисками большей скорости. И она не должна была появиться из-под капота. Она пришла из аэродинамической трубы.
Новое слово в автолексиконе – фастбэк
В автолексиконе в 1968 году появилось новое слово – фастбэк. Если у вас не было гоночного фастбэка, то вы проигрывали. Крыши фастбэк плавно переходили с капота до багажника. Плавное обтекание воздушным потоком этой части автомобиля было ключевым для управляемости и скорости.
Fairlane Torino 1968 года стал примером традиционного фастбэка. В этом новом аэродинамическом мире скорость зависела от способности пробивать меньшую дыру в воздухе. Взглянув однажды на эту машину конструкторы гоночных машин знали, что смогут её разогнать до 180 м/ч на трассе.
Легенда Наскара Ральф Муди улучшал гоночные машины на протяжении 50 лет. Его работа над фастбэками дала «Форд-у» толчок в правильном направлении: «У нас были парни, которые прекрасно работали с листовым металлом и остальными материалами. Я им рассказал об идее фастбэка. Я нарисовал первый фастбэк, и с этого началась аэродинамическая история Torino и Talladega».
У «Торино» было явное аэро преимущество над Plymouth Road Runner 68го и Dodge Charger. Дэвид Пирсон в третий раз стал чемпионом Наскара за рулём Torino 1968 года. И для команды голубого овала гонки серийных машин стали снова весёлыми. В мае 1968 года Наскар представил новую суперскоростную трассу. Она была 2.66 миль в длину с 41-градусными поворотами. Трек находился в маленьком городке Талладега, штат Алабама. Приблизительно в то же время Холман и Муди создавали «Торино», который смог набрать 200 м/ч на этом новом треке.
Название «Talladega» звучало чертовски привлекательно для нового автомобиля. Ли Холман вспоминает: «Мы разработали «Талладегу» с длинным носом, чтобы она ехала быстрее за счёт аэродинамики. Задняя часть машины вполне стандартна. Но перед был специально модифицирован для аэродинамики». По всему Torino Talladega была надпись “Race me” («Погоняй меня»).
Любая аэродинамическая хитрость уже воплотилась в этом автомобиле от плоского заднего стекла до более длинных передних крыльев и голой решётки. Чего у них не было, они создавали прямо на месте. «Форд» также решили сделать Talladega своей новой платформой для свеженького полу-Хеми двигателя Boss 429. Однако прежде чем погнать «Торино» по трассам Наскара, Ford-у нужно было предоставить доказательства, что автомобиль серийный. Каким-то образом Наскар удовлетворило небольшое количество построенных «Талладег». Но для сертификации двигателя Boss 429 ещё следовало проявить креативность. 500 «Мустанг-ов» 1696 года несли 429й под капотом и показали Наскару, что любой мог купить их за наличные. Это было тогда, но эй! Это же гонки серийных автомобилей.
А в то время на улицах владельцы маслкаров переживали эффекты от всех этих гоночных исследований и разработок. Прямо на улицах маслкары зажигали. Гоночная деятельность «Форд-а» привела к тому, что на улицах появились шикарные экземпляры, которые выглядели и, что важнее, имели ту же мощь, что и герои серийных гонок. Один из самых любимых маслкаров Америки был Fairlane GT. У него была репутация грозы уличных машин. Он был великолепен со всеми прелестями аккуратного малскара. И он был довольно быстрым с 390м двигателем с большой тягой. Но когда им понадобилось ещё немного мощи, «Форд» вернулись назад и получили намного больше – легендарный 427й. Ли Холман говорит нам: «427й был прекрасным двигателем. Он был хорошим, мягким, на лёгком ходу и с таким крутящим моментом, что можно было смело отломать от машины мост».
Маслкары – Короли Крутости
Маслкары были крутыми, но именно гонки задавали стандарты крутости. К 1969 Torino был невероятно крут. Почитатели маслкаров поняли, что стильный дизайн и много лошадиных сил могут быть недорогими. Джим Коли, владелец маслкара, объясняет свой выбор: «Ну, я хотел машину с большим блочным двигателем. И было круто получить такую с максимальным крутящим моментом при низких оборотах. Стиль кузова шикарен. Автомобиль большой, но не слишком, и у него приятный ход для представителей своей эры благодаря колёсной базе».
Fairlane и его престижный брат Torino были проданы в количестве 200,000 в 1969. И где-то в этом количестве есть и несколько проданных «Талладег». Возможно, ваш папочка продавал «Форд-ы». Возможно, вы жили на той же улице, что мистер Холман и мистер Муди. Или вам просто повезло. Это были единственные пути просто взглянуть на Talladega, не то чтобы купить его. Уличная модель была укомплектована самым суровым уличным мотором от Ford – Cobra Jet 428 мощностью 335 л.с. Этот двигатель использовал суперсильный 427й блок, кованные поршень и коленвал, с диаметром цилиндра и ходом поршня в 4.13 и 3.98 дюйма соответственно, а также имел 481й гидравлический распредвал. Карданный шарнир увеличивал лошадиные силы с помощью коэффициента сжатия 10.71 к 1, а карбюратор Holley 735 с помощью чугунного воздухозаборника.
Менее экзотично, чем гоночный Boss 429, но «Кобра» был идеальным мотором для уличного маслкара. Уличная Talladega была готовой машиной. Можно было выбрать три варианта расцветки: королевский бордовый, президентский синий или белый Уимблдон. Трансмиссия была доступна только одна – шестиступенчатый автомат. В классическом стиле «Форд-а» салон был чёрным. И всё это можно было получить за $3685. Почти столько же стоит полностью наряженный Torino GT. Однако у Ford-а не было намерения продать много «Талладег». И не потому, что этих машин было немного. По сути дела, чем меньше этих моделей продавалось, тем больше машин отсылалось гоночным командам, которые в связи с этим хорошо выступали на треках.
Mopar наносит ответный удар
1969 должен был стать хорошим гоночным годом для «Форд-а». Насколько хорошим? Даже звезда команды «Плимут-а», Ричард Петти, был за рулём Talladega в этом году. Ford открыл сезон с победы на Риверсайде в Дайтоне. Но в середине 69го Mopar нанёс ответный удар. Из их аэродинамической трубы появилась новая форма, которая останавливала всех, особенно «Форд», на их же треках. Dodge назвал её Daytona. И то была их 200 м/ч козырная карта. Сказать, что это было злодейски, ничего не сказать.
У «Дайтоны», подобно «Талладеге» был наклоненный нос. И у «Талладеги» был маленький спойлер на багажнике. А у «Дайтоны» было целое крыло. Водители «Форд» следили за ней на трассах и надеялись, что этот трюк не сработает. Дэвид Пирсон, который водил Talladega в том году был одним из скептиков. «Мы считали, что маленькое крыло не будет сильно полезным, но мы ошибались. Оно действительно сработало!»
Dodge Daytona прекрасно выступала на треках Наскара. На протяжении сезона 1969 года «Додж» с двигателями Hemi и 429й Ford поменялись местами. Но когда все очки посчитали, Дэвид Пирсон оказался победителем в своём третьем чемпионате. Ford закончил сезон 1969го с 26 победами, а Dodge с 22, и некоторые люди из Наскара предполагали как быстро эти машины могут ехать. Однако оказалось, что не намного быстрее.
В 1970 в гаражах Наскара появились более причудливые формы, и начинался самый быстрый гоночный сезон в истории Наскар. Когда Talladega, Daytona и новый Plymouth Super Bird начали гонять по сложным трассам со скоростью более 200 м/ч, и производители шин, водители и Наскар согласились, что гонки могут выйти из-под контроля. Поэтому в расчёте на повышение безопасности Наскар нажал на тормоза. Одним мановением руки они сделали машины медленнее и установили единые «правила игры» одновременно с помощью устройства, которое управляет гонками и по сей день, – ограничительного винта дроссельной заслонки карбюратора.
Бад Мор описывает ситуацию: «Мы поставили ограничители, чтобы немного притормозить машины до предела в 210 м/ч. Чтобы граничной скоростью снова были 190 м/ч. И я думаю, что эта идея была очень мудрой». Заслонки не только снизили скорость на треках, они ещё и стали предвестниками смерти таких ультра-экзотических двигателей как Hemi и Boss 429. В то же время изменились и правила, которые наложили огромные пени на Talladega и другие машины-стрелы. После 1970го у автомобилей больше не было острых носов, крыльев или особых гоночных двигателей. Наскар вступил в новую гоночную эру с более лёгкими машинами и меньшими двигателями.
Сезон 1970 года стал последней главой в золотом веке серийных гонок. Мир менялся в 1971м, и супер мощные автомобили подвергались атакам со всех сторон. Большие государственные корпорации тратили миллионы на гонках, что было уж очень не политкорректно.
Ли Холман говорит: «Ford выиграл всё, что можно было выиграть. Он побеждал на Дайтоне так много раз. Ему покорились Дарлингтон и Шарлот, и весь гоночный мир был у его ног. Генри Форда вызвали в Конгресс, и сенатор, перед которым тот предстал, сказал ему: «Ну, ты тратишь миллионы долларов на гонки. Может, если бы ты потратил эти деньги на улучшение экономики, то это было бы полезнее». Поэтому Генри Форд сказал: «Мы больше не участвуем в гонках»».
Делориэн дополняет: «Мы были в Калифорнии в это время, и один парень из «Форд-а» сказал: «Ford вышли из гонок». Они сразу же остановили исследования, упаковали вещи и вернулись домой».
Конец 25 лет исследований и разработок мощных двигателей
Когда Ford закрыли гонки для своих машин в 1971 году, закончились 25 лет самых глубоких исследований и разработок в сфере супермощных двигателей, которыми когда-либо занимались в автоиндустрии. Закрытие гонок также завершило работу над моделью King Cobra, которая должна была превзойти Talladega. Было выпущено только три таких автомобиля и два из них дожили до наших дней. Благодаря реставраторам горсть этих машин до сих пор существует, чтобы возвращать нас в золотую пору гонок серийных автомобилей. Современные машины для серийных гонок выжимают 200 м/ч на более безопасных трассах, с лучшими шинами и водителями, которые уже не помнят больших «Форд-ов» с Boss 429 под капотом. Но фанаты гонок по всему миру обязаны многим «Талладеге», тем, кто строил эти машины и кто их водил. Они сделали очень много, чтобы серийные гонки стали крупным событием в автомобильном мире. Бад Мор говорит: «Когда мы выставляем старые машины на гонки, и они летят со скоростью 200 м/ч, - это настоящее шоу!»