Главное меню
Полноразмерный Plymouth Fury, 1955-1974 — от топового маслкара до семейного седана

Модель Plymouth Fury появилась как доказательство возможностей бренда, что сильно увеличило объемы продаж, но со временем именно эта модель вернулась, чтобы преследовать и даже убить «Плимут». История развития Plymouth Fury – увлекательная легенда, насыщенная интригами, местью и предательством.
 
Немного фактов:

Fury полюбился многим полицейским силам и был принят крутым Нью-йоркским департаментом полиции. Говорят, что городские полицейские раньше ездили на «Форд-ах», но во время погони за наркодилерами (из французского канала) «Форд-ы» не выдержали, и только один детектив на своём личном «Плимут-е» смог поймать бандита, потому что его машина смогла справиться с жёсткой ездой.
Модель Fury также установила рекорд: Plymouth Fury 1963 года Джозефа Вайланткурта, использовавшаяся как такси в середине 60х, достигла 2,609,698 км (1.6 млн миль), пока не была уничтожена грузовиком. Вайланткурт не пострадал, а актёр из Квебека, Майкл Баретт (который в то время водил Prowler), потратил почти $20,000 на ремонт этого Fury – автомобиля с самым большим пробегом в Северной Америке.
«Кристин» – известная модель Plymouth Fury, описанная Стивеном Кингом – могла не только чинить себя, но и мстить тем, кто её обижал.

Начало: 1956 год

Представленная в 1956 году с 303м V8 под капотом модель Fury обладала острыми крыльями-плавниками, логотипом, похожим на оный у Cadillac, и типичным для 1950го года дизайном. Кёртис Редгэп писал о появлении FX Fury на February Speed Weeks в Дайтоне:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Plymouth Fury 1956
«Как и ожидалось большой 300-кубовый двигатель от Chrysler в 1956 году превзошёл всех, включая серийные Chevrolet Corvette и Ford Thunderbird. Он также установил рекорд скорости с 139.373 м/ч. Потом водитель, Фил Уотерс, проехался на новом Fury. Машина мчалась по песку так быстро, что выглядела почти как искажённое изображение. Было невозможно сфокусироваться на ней полностью. Она двигалась словно ветер! С громким звуком и вспышкой золотого, автомобиль исчез, а двигатель выдавал глубокое стаккато с нотками баса лучше, чем любой оркестр. Таймеры, казалось, работали в замедленном режиме. Наконец, появились цифры – 143.596 м/ч! Самый быстрый Plymouth в истории. И даже быстрее, чем 300В.
Потом большой «Фьюри» начал заново. Почти на половине следующего заезда двигатель начал умирать… Он показал только 129.119 м/ч. Дефективная топливная крышка вызвала вакуум в топливном баке и двигателю не хватило топлива. На следующий день с новой крышкой и, конечно, без разрешения NASCAR, большой Fury пролетел на скорости 147.236 м/ч. А на обратном пути машина разогналась до 149.124 м/ч!»
В 1957 автомобиль обзавёлся передовыми технологиями – стабилизаторами поперечной устойчивости для передней подвески и автоматической трансмиссией TorqueFlite.
В 1958 (модельный год, когда использовали Fury в фильме «Christine») стал доступен 350й V8 (не версия GM) – в первый и последний раз. Что касается цветов, в 1956 Fury появился в белом и золотом; в 1957 – в лёгком бежевом и золотом; а в 1958 – в более тёмном бежевом и золотом. Спасибо, Вик Робертс.
На тесте Motor Trend в 1958 Plymouth Fury показал заезд в 7.7 секунды, за ним шла модель Chevrolet Impala с 9.1 секунды, а Ford Fairlane 500 выжала всего 10.2 секунды.
1959 увидел огромные крылья-плавники и фальшивую шину на багажнике.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1959 Plymouth Sport Fury 2D Hardtop 318 V8 TorqueFlite
 
Модель Sport Fury – люксовая/мощная машина – также появилась в этом году. Джеймс Тессин (1959 Sport Fury с 361 Golden Commando) сказал, что это был первый год для более прочной трансмиссии, которая могла обуздать крутящий момент высокопроизводительных двигателей, и последний год для 361го.

1960-64: Характер Fury меняется (второе поколение)

Fury больше не был мощным спортивным седаном, а стал целой линейкой топовых «Плимут-ов». Sport Fury был самым производительным из них.
В 1960 Chrysler представили индукционную систему Ram с модифицированным переходным впускным коллектором, что увеличило максимальный крутящий момент при низких оборотах для дрэг-рэйсинга, но уменьшило максимальный крутящий момент при высоких оборотах (Джеймс Тессин); что важнее, машина перешла на шасси с несущим кузовом для большей устойчивости и лучшего прохождения поворотов. Оригинальные 318й и 383й двигатели были доступны (которые не относятся к 318 и 383, появившимся позже) вместе с 261м и новеньким шестицилиндровым Slant six мощностью 145 л.с. при 4000 оборотах. 383й давал 330 л.с.
1961 год стал первым годом для 375-сильного 413-кубового двигателя для Fury. Решётка получила достаточно необычный дизайн, напоминающий хмурящееся лицо, а крылья-плавники полностью убрали, придав задней части автомобиля футуристический вид.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Plymouth Fury 1962
Это был год «испытания генератора» – когда «Крайслер» представили первый генератор, и для большего драматизма Fury прогнали с Детройта до Чикаго без аккумулятора!
В 1962 Fury получил новый дизайн кузова с более привлекательным передком, подчёркнутыми линиями и турбонаддувом ограниченного выпуска. Согласно компании эта модель могла «взлетать до 60 м/ч за 8.5 секунды с опционным 305-сильным двигателем Golden Commando». Sport Fury вернулся с особым салоном, включающим ковшевые сидения и консоль, а снаружи появилась частично затемнённая решётка и две дополнительные задние фары. Позже все модели Fury получили молдинг, который шёл от передней до задней части машины, не прерываясь. Задняя стойка и отвесные бока привлекают внимание к вертикальному плану, а не горизонтальному, в результате чего и так меньшая машина выглядит короткой. Однако молдинг делает машину визуально длиннее.
Возможно, самым важным будет то, что «Плимут-ы» впервые получили полностью несущие кузова/шасси. Закрепляемую болтами нижнюю раму убрали. Это изменение помогло моделям Plymouth скосить 200 фунтов веса и получить больше места в салоне, хотя у машин 1961 года и сократились габариты.
Увеличению пространства в салоне поспособствовала и новая трансмиссия Torqueflite. В алюминиевом картере она стала легче на 60 фунтов, чем её чугунная предшественница. Она также была меньше, что позволило сократить выступ над трансмиссией. Старая 2-ступенчатая коробка Powerflite стала историей. Для механических коробок появилось новое трубчатое соединение, концентрическое с рулевой колонкой. Двигателями были 6-цилиндровые slant six, 2- и 4-камерные 318е и 4-камерный 361й; 383й сняли, но в середине года добавили 413й. Для Канады были доступны только slant-six и 313-кубовые.
Другими уникальными дополнениями стали саморегулирующиеся тормоза, педаль для управления парковочным тормозом, арматура подвески со смазкой на 32,000 миль и «Hamtramck Hummingbird» – новый редуктор стартерного мотора, который сигнализировал о запуске любого мотора от Chrysler на любой парковке.
В 1963 году доступными двигателями были 318й, 361й и 383й. Также давалась гарантия на 5 лет или 50,000 миль пробега вместе с новой очень привлекательной решёткой и багажником.
1964 не был богат изменениями. Модель Fury стала стоить больше $3,000, что достаточно много на то время. Для гонщиков появилась новая опция: двигатель 426 Wedge "Super Stock," с 415 или 425 л.с. и уровнями сжатия 11:1 или 13.5:1.
Дизайнер компании Plymouth, Джон Самсен, писал: «В то время мы разрабатывали эти машины [1964-1966 Fury и Belvedere] с указанием от отдела продаж сделать их спереди и сзади как можно шире. Квадратные фары были обязательными на все машины, кроме A body. Эти фары были меньше, чем стандартные, поэтому их было легче монтировать в решётки».
 
1965: Вес Fury и увеличение моделей (третье поколение)

1965 открыл больше новых названий: Fury I, Fury II и Fury III. Решётка потеряла немного, но получила характер и вертикально установленные, круглые передние фары.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1965 Plymouth Sport Fury
Все новые «Фьюри» обзавелись 119-дюймовой колёсной базой (121 дюйм у фургонов), что на один дюйм больше, чем раньше. Был представлен легальный для улиц 426й двигатель «Street Wedge» мощностью 385 л.с.
Эл. Джей. Калфаян писал: «Цифровая номенклатура на Fury (I, II, III) была впервые использована на моделях 1965 года вместе с моделью Sport Fury и VIP (появившейся в 1966). В 1964 полноразмерными «Плимут-ами» были модели Savoy, Belvedere, Fury и Sport Fury. Полноразмерные модели 1964 года послужили базой для среднеразмерных моделей 1965 года, которые были названы Belvedere I, Belvedere II и Satellite. В это время машины «Фьюри» 1965 года имели более крупный кузов, который, как мне кажется, они делили с моделями Dodge Polara/Monaco/Custom 880 и Chrysler Newport».
Пол Кономос писал: «1965 – год, когда Fury получил кузов «С» (полноразмерный). Модели Fury 1965 и 1966 годов делили кузов, но имели разную комплектацию. У меня есть модель 1966 Plymouth VIP с 383м двигателем, алюминиевым впускным коллектором и так далее. VIP относится к семье Sport Fury. Модель VIP по бокам обзавелась вставками в цвет дерева. У всех других членов семьи Sport Fury также есть цветные вставки по бокам».
Дейв Плейнер писал, что на модели 1965 Fury было доступно пять двигателей: 225й slant six, 318й, 383й (с 2- и 4-камерными карбюраторами) и 426й Wedge.

1966
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1966 Plymouth Fury III
Переднюю решётку в моделях 1965 года заменили на несколько горизонтальных полос в середине рамок, которые создавали эффект разделённой решётки. Сзади фары были перемещены к верхнему краю багажника, и вместе с несколькими панелями должны были имитировать новую разделённую решётку. На моделях Sport Fury и Fury III панели были сделаны из полированного алюминия; у более дешёвых моделей панели были выгнуты из самого кузова и покрашены. Сверху на бампере появились буквы «P-L-Y-M-O-U-T-H». В результате этих изменений длина машины увеличилась на 4 дюйма, а ширина на 7 дюймов (в общем 209.8 и 78.7 дюйма соответственно).
В салоне нижний край спидометра получил изгиб, а новая консоль в ковшевом сидении Sport Fury заменила версию 1964 года. В консоли находился новый рычаг от автоматической трансмиссии с кнопкой блокировки задней передачи сверху. Желание установить такую блокировку на машины с 4-ступенчатой «механикой» привело к тому, что могучий рычаг Hurst был заменён на тоненький Inland. По мнению поклонников марки, это был шаг назад для компании.
Также новыми для 66го года были: опционный выдвижной руль с наклоном, ковшевые сидения с тонким покрытием и ремни безопасности для четырёх пассажиров с опционными передними плечевыми ремнями. Из соображений безопасности были также перемещены дверные ручки, которые теперь монтировались в передний край подлокотников, где они выглядели как защёлки ремней безопасности. Эта деталь останется на «Крайслер» годами и будет предотвращать случайное открытие дверей, если за ручку зацепится одежда или её используют как поручень.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Plymouth VIP 1966
В ответ на успех модели Ford LTD 1965 года – недорогого люксового седана – Plymouth выпустили VIP. Заплатят ли люди цену «Крайслер-а» за «Плимут» с наворотами? Они на это надеялись, предлагая автомобиль с виниловой крышей (в общем стандартной, так как с ней шло большинство моделей VIP), задними панелями из рифлёного алюминия, деревянными вставками по бокам, резиновыми молдингами бамперов, а также особыми цветами и значками.
В салоне люксовый интерьер был представлен настилом с высоким ворсом и особыми стёганными в складку сидениями вместе с опускающимися подлокотниками. Стандартными шли: подбитая приборная панель, индивидуальные лампы для чтения на задних стойках, подсветка на краю сидений, отделка из пластика под древесину ореха и специальные значки. Сначала модели VIP шли только в версиях 4-дверных хардтопов, а 1 января появилась ещё и 2-дверная версия.
Как и Sport Fury, модель VIP шла с 318-кубовым V8 двигателем. К сожалению, модель VIP не была такой же успешной, как LTD, и её сняли в течение 1969 модельного года.
Большими новостями под капотом было представление 440-кубового двигателя с уровнем сжатия 10:1, двойным выхлопом и одним 4-камерным карбюратором вместе с воздушным фильтром с двумя трубками, что вместе давало 365 л.с.
Аварийный сигнал, поблёскивающий четырьмя способами, представленный двумя годами ранее, стал обязательным, а внешние поворотники, расположенные на крыльях, рекламировались как новые меры безопасности.
Как и в 1958, Plymouth выпустили Silver Special осенью 1966 года. 2-дверный седан Fury II, выкрашенный в цвет серебристый металлик с эксклюзивным синим салоном, шёл с колпаками на колёса, вайтволлами и яркими молдингами на окнах.
Обычно весенние специально выпущенные автомобили продавались медленно. Продажи «Плимут-ов» немного упали в этом году – на 5.7%, глядя на оглушительный успех продаж 1965 года. Однако потери Chevrolet и Rambler стали причиной увеличения доли компании Plymouth на рынке. В декабре 1965 года был выпущен 14-милионный Plymouth хардтоп Sport Fury.

1967-1969
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Plymouth Fury III 1967
В 1967 модель Fury подверглась серьёзному рестайлингу, что сделало внешний вид автомобиля довольно крупным, но ходовая часть осталась почти та же. Plymouth рекламировали размер автомобиля в выгодном свете.
Передние фары и разделённая решётка 1965 и 1966 годов не изменились, но теперь больше не было панелей на кузове. Доступными двигателями были 225й slant six, 318й (первый год), 2-камерный 383й Commando, 4-камерный 383й Super Commando и 4-камерный 440й Super Commando. Стиль кузова, напоминающий бутылку колы, включал небольшой наклон от задних малых боковых окон.
В 1968 Fury получил новый вид задней части, чем-то похожей на «Плимут» 1968 года в преобладающей горизонтальной прямоугольной теме. Решётка теперь делилась горизонтально с металлической сеткой в цвет кузова.
Новый дизайн кузова получила модель Fury III, «Fast Top», которая была 2-дверным полу-фастбэком хардтопом, ранее выпускавшимся в версиях VIP или Sport Fury. Доступными двигателями были 225й slant six, 318й, 383й Commando (2-камерный), 383й Super Commando (4-камерный и "special cam", согласно брошюрам) и 4-камерный 440й Super Commando. Выбрать трансмиссии можно было из 3- и 4-ступенчатой МКПП и 3-ступенчатой АКПП Torqueflite. С различными опциями (VIP, Fury I, Fury II, Fury III и Suburban) и дизайнами кузовов (2-дверный Fast Top, 2-дверный хардтоп, 2-дверный седан, 4-дверный хардтоп, 4-дверный седан, кабриолет и фургон) модели Fury были доступны в 27 конфигурациях. Самой редкой опцией на «Фьюри» 1968 года была 4-ступенчатая напольная МКПП, которой оснастили всего 0.2% машин.

С 1969 до 1972: Лаконичный, обновлённый Plymouth Fury (четвёртое поколение)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Plymouth Fury 1969
В 1969 Plymouth заявили, что выпустят «полностью обновлённый Fury». Колёсная база была 120 дюймов, что на 1.5 дюйма длиннее модели 1968 года, а спереди и сзади не было места на уровне плеч пассажиров. Скрытые дворники и больше изгибов в стекле помогли сделать форму машины менее коробкообразной. 15-дюймовые колёса были стандартными, а у 2-дверных хардтопов с кондиционером были цельные боковые окна (у других моделей у окон были форточки).
Разделённое переднее сидение диванного типа (с наклонным пассажирским сидением) было доступно на некоторые модели, как и электрический регулятор положения сидения, который добавил места для головы (новый дизайн, не сам регулятор). Складной верх стал легче складываться, а заднее сидение расширилось почти до 60 дюймов.
В 1970 году Fury продолжали выпускать в стиле «фюзеляжа» и добавили новый бампер (который скрывал передние фары на топовых моделях). Модель VIP сняли, а к линейке добавили S-23 и Sport Fury GT. Двигатель slant six стал стандартным на модели Fury I, II и III; топовым двигателем был 440й, но он не был доступен на модели S-23 и 2-дверный Sport Fury. Самым большим доступным мотором на S-23 шёл 4-камерный 383й.
Модели S-23 и Sport Fury GT шли с дорожными колёсами и прерывающейся полосой; GT шёл со стандартным 350-сильным 440м и шинами H-70x15 Polyglas Goodyear, подвеской и тормозами повышенной прочности, а также хромированные выхлопные трубы, как у модели Challenger. Опция GT, которая выбиралась крайне редко, включала 440й 6-камерный 390-сильный двигатель. Позже топовой моделью стала Gran Coupe на базе Fury II. В этом году модель Sport Fury GT стала эксклюзивным членом недавно сформированной Rapid Transit System.
В 1971 были сделаны минимальные изменения в линейке Fury. Модель S-23 и кабриолет сняли с производства; был добавлен Fury Custom на базе модели Fury I с V8 двигателем, а GT из опции превратился в самостоятельную модель. Выбор двигателей не сильно отличался от 1970 года, но был добавлен 360й, чтобы заполнить пробел между 318м и 383м. Большую часть 1971 года предлагалась также модель Gran Coupe с многими стандартными функциями, включая очистители передних фар, дворники и новый 360й мотор.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Plymouth Fury 1971
 
В этом году на GT рекламировали 440+6, но его отменили, даже не начав производство. Большинство моделей GT 1971 года шли с двигателем HiPo 440 (370 л.с.), кроме нонконформистских 335-сильных машин; эти двигатели получили прибавку на 20 л.с. больше, чем у моделей прошлого года. Модели GT получили более крупные полоски и буквы «GT» на капоте и задних крыльях. Хромированные выхлопные трубы убрали, дорожные колёса стали опционными, а с пакетом лайт шли шесть длинных наклеек на верхнюю часть крыльев. Оставаясь полноправным членом Rapid Transit System, модель Sport Fury GT была прозвана «An Executive’s Supercar».
Полицейская версия, A-82, включала значки Fury II, боковые молдинги Fury III, колпаки на колёса и вайтволлы; у некоторых автомобилей были также кожаные коврики, электрическое открытие багажника и генератор Leece-Neville на 65 ампер на 440й двигатель. Кёртис Редгэп объяснил:
«У нас было несколько патрульных машин 1971 Plymouth Fury I с 360ми V8 вместо 440х. Я так и не нашёл публикацию, где бы о них говорилось, но у нас было 12 таких. Они ездили очень хорошо и были оснащены 4-камерным карбюратором и двойными выхлопными трубами, а в производительности не уступали 440м моторам. Plymouth снова обошли Dodge, предложив полицейский пакет «А38». Его можно было установить на любую модель, не только на базовые. Это предоставило начальникам, детективам и высшим чинам возможность ездить на более симпатичных автомобилях, но не сильно выделяться среди других копов».

1972 Fury: “стандартный размер”
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1972 Plymouth Fury Gran Coupe
 
Модель Gran Fury дебютировала в 1972 вместе с 400-кубовым V8; базовым двигателем оставался 318й V8, моторы Slant six больше не выпускали, а все остальные двигатели ездили на обычном газу. 426й Hemi больше не был доступен как опция в 1971. Моделями высшего класса были Fury Gran Sedan и Fury Gran Coupe. Они шли в версиях 2- и 4-дверных хардтопов и 2-дверных «формальных» хардтопов. Fury I, II и III шли только как седаны. Suburban, Custom Suburban и Sport Suburban продавались только как фургоны с двумя и тремя рядами сидений и получили две опции – автоматически блокирующийся багажник и покрытие коврами по всему багажному отделению.
Передок изменился с появлением раздвоенной затемнённой решётки, которая была взята в хромированную рамку, а посередине красовалась надпись «Fury».
Модель Fury была схожа с Dodge Monaco – у них были похожие передние крылья и крыша, но разные кузова и решётки. «Фьюри» сохранял крайслеровский стиль фюзеляжа, а у модели Polara были более чёткие изгибы. У модели Monaco в 1971 году появились скрытые передние фары, чего у Fury и других его версий от Chrysler никогда не было. Fury обзавёлся новыми фарами ближнего света и более яркими фонарями заднего хода.
Колёсная база составляла 120 дюймов, ширина – 80 дюймов, высота – 55 дюймов. Ширина колеи спереди была 62 дюйма, а сзади – 63.4 дюйма. Диагональные шины варьировались от F78 до L84 и все помещались на 15-дюймовые колёса.
Электронное зажигание было опционным на 360е, 400е и 440е двигатели. Появился также лучший замок зажигания, внутренняя кнопка открытия капота, более низкое тангенциальное усилие и лучшее замыкание окон двухдверных машин, а также новое уплотнение продольного бруса крыши.
Количество выбросов в атмосферу сократили с помощью системы повторного сжигания отработанных газов, системы регулирования испарения, угольного фильтра, вакуумных крышек заливной горловины и более низкого уровня сжатия.
Дворники получили более выраженные переключатели, чтобы водители могли найти их наощупь. Ремни безопасности стали легче в использовании с помощью новой замковой системы с трёхточечными ремнями.