Второе пришествие двухдверного купе, или как автомобиль твоей мамы научился ездить быстрее. По-настоящему быстро. Во время эры «мускулкаров» вы, возможно, стали свидетелем некоторых довольно неожиданных происшествий. Например, маленькая модель эконом класса преодолевает четверть мили со скоростью больше, чем 100 миль в час, заставляя нюхать пыль настоящий мускулкар, выглядя при этом ничем не хуже: шикарные полоски, воздухозаборники на капоте и все прочие прибамбасы маслов. Это – новая Chevrolet Nova SS, которая в промежутке между 1965 и 1970 была переделана из машинки, на которой мамаши ездят в супермаркет, в свирепого монстра, которого больше всех боятся на улице. По большому счету, Nova не сильно походила на мускульную тачку, впрочем, необходимости в этом и не было. Она всегда была похожа на то, для чего была создана: достойный ответ Шевроле на Фалькон от Форда.
1960 Chevy II
Начиная с 1960, на американских дорогах появился новый компактный автомобиль. Это была Америка после правления Эйзенхауэра, и Детройт производил кучу разных дешевых и медленных авто. На передовой у Форда был Фалькон, за ним шел Плимут Вэлиант, а настоящей неожиданностью в этом небольшом параде стал Шевроле – первый заднеприводный автомобиль, который выпустил Детройт почти за 50 лет. В принципе, Corvair был хорошим автомобилем эконом класса. Тем не менее, в начале 60-х ему уже не хватало сил для состязаний с Фальконом, а в Дженерал Моторс создавать второй такой же заинтересованности ни у кого не было. Поэтому разработчики снова взялись за работу, и к 1962, они создали милый автомобиль, который назвали Chevy II (Шеви Ту). Его оценили в $2000, весил он около 2000 фунтов, и его можно было приобрести либо с четырехцилиндровым 153-им двигателем, либо с повсеместным шестицилиндровым.
Chevy II 1962
Пол Зазарин из Amos Automobile Publishing рассказывает про Chevy II: «Когда появился Chevy II, с ним появилось и основание конкурировать на новом растущем рынке компакт-каров». Автомобильный рынок встретил Nova с аплодисментами, ликуя появлению еще одной экономной машины, а места между ее передними крыльями хватало даже для восьмицилиндрового двигателя. Chevy II увеличила товарооборот Шевроле до 326,600 авто уже за первый год своего существования на рынке. Это были именно те цифры, которых заслуживал Chevy. Воодушевленный этим успехом, Шевроле немедленно начал улучшать эстетичный вид машины и ее способность чувствовать дорогу, совершенствуя ее до вариации Super Sport, что преобразило Chevy II в довольно стильный автомобиль.
Зазарин говорит: «К 1965 году ее стиль изменен, ведь в 66-ом производство скоростных мускулкаров на рынке увеличивалось, поэтому казалось вполне логичным шагнуть вперед и оснастить машину тепловым двигателем. Начиная с 1968 года, модель Chevy II Nova стала самостоятельной.
Chevrolet Nova 1970 года
Chevrolet Nova SS 1970
К 1970 году автомобиль полностью изменили из костлявого «эконобокса» (малолитражки – прим.) до одной из самых уважаемых из когда-либо выпущенных моделей мускульных машин. С мощностью пропорциональной ракетным саням, Nova SS 396 1970 года выпуска просто была не по зубам другим машинам на улице. Nova 70-го года также создала отличную платформу для нескольких незабываемых специализированных автомобилей. Yenko Deuce была одна из самых быстрых уличных машин, которые когда-либо продавали. Ее страшненькая сестричка, Copo Nova, которую продавали только по специальным заказам от избранных дилеров Chevrolet, является одной из самых лучших мускульных машин, когда-либо сконструированных заводом. Обе машины сегодня высоко ценятся коллекционерами и заметно отличаются от их скромного предшественника – Chevy II.
История магической метаморфозы Nova из четырехцилиндровой машины эконом класса в одну из самых брутальных земледробилок мускульной эры является отличным примером того, как быстро удалось нарастить лошадиные силы.
Chevrolet всегда держал на примете тот день, когда Chevy II будет нанесен мощный удар, и даже после того, как первые 62 модели были отправлены в автомобильные салоны, был издан бюллетень, гласящий о том, что отделы техобслуживания должны были втиснуть восьмицилиндровый 283-ий движок в моторный отсек. В 1964 и 1965 году, Шевроле наполнил эту машину производительностью, выпустив 283-ий со 195 л/с и 327-ий с 250 л/с соответственно.
Chevy II 1966
За три года, с 1962 по 1965, модель выпускали с мощностью двигателя в 160 лошадиных сил, как раз до момента ее первого преображения стиля. Дизайн корпуса Chevy II 66 года был спортивный, яркий и эффектный, как ни крути. Внеся незначительные изменения, конструкторы Шевроле полностью изменили скромный маленький седан, превратив его в почти европейский спортивный купе. Он был идеальным другом для вопящего Шевроле в 350 кубов с 327 лошадиными силами.
«Шевроле выдал старенькую ’69-ю, которая имела объем двигателя в 350 кубов и мощностью двигателя в 327 лошадиных сил. Вот тогда все и изменилось, потому что это был серьёзный автомобиль спортивного типа. Двигатель L79 с мощью в 350 лошадок был в прямом смысле слова кричащей сенсацией. С пятиходовой коробкой передач Muncie N21 и заднеприводным 355-ым, эта машина просто захватывала дух при вождении. У меня есть личные воспоминания о вождении такого авто и это единственный автомобиль, который, как я помню, лязгал шестернями при переключении передачи. Было слышно, как это делал мотор, а кузов догонял этот треск на долю секунды позже. Это – самое необычное ощущение, которое я когда-либо переживал» – вспоминает Зазарин.
Среди всей толпы уличных спортивных машин, Chevy II стал известен как Deuce. Так же, как и Форд купе 32 года выпуска, тремя декадами ранее, Nova стала машиной для всех лихачей. Модель выпускалась массово, но все еще по приемлемым ценам, и это был действительно красивый автомобиль. Самое главное, что продолжать работу над ним было забавно. Его можно было разогнать до любой желаемой скорости за небольшие деньги. Chevy могли бы сделать только версии с двигателем L79 с 200 л\с для этих небольших авто, но они произвели тысячи Nova 66 года, а все комплектующие, необходимые для прокачки своей собственной крутой тачки, были доступны в фирменных магазинах запчастей. Можно было купить алюминиевые четырехцилиндровые впускные коллекторы, поршни высокого сжатия, стержни по-мощнее или четырёхскоростную коробку передач Muncie. Можно было создать свою собственную убийственную Nova за неделю имея только заводские детали. С объемом двигателя в 350 кубических дюймов и мощностью в 327 лошадиных сил, этот автомобиль не просто был быстрый, он был молниеносный.
«Детройт никогда не славился сбалансированным конструированием своих авто. Для машины с такой мощностью было обычным делом иметь такую же тормозную систему, как машине с шестицилиндровым двигателем, иметь аналогичную шестицилиндровым тачкам подвеску. Они не хотели в это вкладывать деньги, да и это не соответствовало их философии конструирования. Ее суть была такой: поставьте туда двигатель и гоните со скоростью ветра. Вы хотите вписаться в поворот или притормозить? Извините, это уже не к производителю» – заявлял Зазарин.
К настоящему времени автомобильные компании осознали, как имидж влияет на продажи. Производители из Детройта работали допоздна, чтобы создать более спортивные и агрессивные образы для свежих автомобилей. К сожалению, это стало привлекать нежелательное внимание. Такие машины, как GTO и некоторые уличные Hemi уже значились в небольшом, но растущем списке транспортных средств с завышенной стоимостью страховки. А некоторые автомобили в итоге совсем не будут подлежать страховке.
Зазарин продолжает: «К концу шестидесятых, страховые компании выделили вполне обширный список автомобилей спортивного типа за страховку которых взималась дополнительная плата. А сумма такой доплаты доходила до 50% стоимости стандартной страховки. Но такие автомобили, как Nova позволяли выкрутиться из этой ситуации. Вы могли ездить с двигателем L79 мощью 350 л/с, а страховая компания воспринимала его в 327 л/с. «Ну, все нормально, это же Nova, она ничего серьезного не представляет».
Спорткар Nova (Nova SS) с мощностью двигателя 327 л/с не привлекала никакого лишнего внимания. Это была маленькая экономная машинка с небольшим восьмицилиндровым двигателем. Она была не только неприметной снаружи, (но мощной внутри), она была особенно незаметной для страховых компаний. Тем не менее, соотношение коэффициентов мощности и веса вывели ее на вершину хит-парада мускульных каров. Так как год выпуска модели изменился, 1967 ознаменовался небольшими изменениями в Chevy II. В том году самой громкой новостью компании был выпуск Camaro.
Camaro стал первой моделью Chevy на рынке малогабаритных двухместных легковых автомобилей. Он совершенно не имел малолитражных предшественников. Однако, он был нацелен прямо на основной рынок Nova SS: на молодых покупателей спортивных машин. Когда были представлены производственные показатели за 1967 год, Camaro не превзошел Nova, как того боялись в концерне GM. В 1967 году было выпущено 10,100 экземпляров Nova Super Sports. Ровно столько же, как и в 1966. С одной стороны, команда Nova через весь цех кричала коллегам из отдела Camaro: «То, что подходит вам, подходит и нам!» То, что работает в Camaro, будет работать и в SS Nova, ведь так? А что насчет SS 396 Nova 1968 года выпуска?
Chevrolet Nova 1968 года выпуска
Chevrolet Nova 1968
1968 стал годом начала нового этапа реконструкций в Дженерал Моторс. Все модели Chevy II были переименованы на Nova и модель наконец то добилась признания. Несмотря на это, модель осталась одной из самых недорогих машин у Шевроле. Ее цена была всего лишь $2367. Комплект Super Sport продавали по $210.65, в него входил специальный руль, тонировка, опознавательные эмблемы SS, красные бескамерные шины, для стальных колес шириной в 6 дюймов и с пластиной коллектора обновленной в 1968 с рабочим объемом в 350 кубических дюймах, мощью в 295 лошадиных сил. Этот превосходный вариант был под кодом L78, который открывал врата к неслыханной доселе мощности. 396-й двигатель L78 мог развивать мощь в 375 лошадиных сил, став очень популярным рэт-мотором от Шеви.
«Вот теперь у вас была машина, которая весила менее 3500 фунтов с мощностью двигателя в 375 лошадиных сил. Это была настоящая ракета. И, возможно, это был один из самых лучших слиперов на улице со стандартными колесами, базовыми колпаками, без отделки салона, с сиденьем диванного типа, с резиновым настилом пола, четерехскоростная коробка передач с мощностью в 375 лошадиных сил. Товарищи! Что я вам скажу, можно было ошарашить многих, ведь они бы думали, что состязаются со старой моделью Nova», отмечает Зазарин.
Четверть мили за 13 секунд сейчас были для Nova не проблемой, если брать во внимание, что вы могли получить тягу из мотора, просто изрыгающего мощность и крутящий момент всего лишь легким нажатием педали. И все это примерно за $2800. Новый стиль кузова Шеви вызывал восторг у толпы. Тонкий листовой металл Новы оставался практически таким же с 1968 по 1974 год, была лишь немного поменяна отделка салона и выборочно сделаны некоторые изменения. Nova продолжала находиться на волне славы, в особенности 396-ые SS. Лучше всего машина проявляла себя на уличных драгах.
Том Шоу из Маслкар Пауэр Мэгэзин вспоминает: «Парням на улице не пришлось долго ждать, чтобы увидеть, как Nova начала всех обгонять, рассматривая фирменные эмблемы на передних крыльях, пытаясь разглядеть, действительно ли это 396-й двигатель. Если это был он, вы ехали с ощутимой уверенностью».
Chevy Nova в 1970-х
К 1970 году 396-ый двигатель был проверенным генератором мощности. Он был увеличен до 402 в 1969, но Шевроле все еще называла его 396 по 2-м причинам. Первая, до 1970, GM не разрешала выпускать двигатели объемом больше, чем 400 кубических дюймов в любой машине меньшей, чем их полноразмерные модели. Вторая, в паспортной табличке SS 396 было много требований для потребителей, которые Шеви не хотела менять. Как бы ее не называли, для любителей мощных машин это все еще было авто с мощным рэт-мотором, который ставили в Nova '70 года, и который считался самым крутым на то время.
Chevrolet Nova SS 1971
Чтобы достичь объем двигателя в 402 кубических дюйма, Шевроле использовал четырехдюймовую ходовую. Большой блок имел мощность в 350 лошадиных сил с валом гидроцилиндра и 375 лошадиных сил с более крупным прямоугольным отверстием поршневой камеры, неподвижным подъемным кулачком, алюминиевым приемником и заводским коллектором. Потрясающая способность блока цилиндров свободно работать на повышенных оборотах, достигая 6000 об./мин. и более делает его таким феноменальным. В 1970 году, когда все мощные автомобили высверливали под 450 кубических дюймов, 402-ой все еще производил больше лошадиных сил и утирал всем нос. В частности, в легковесовом корпусе Nova 70 года выпуска.
В течение многих лет, Nova достигла такого уровня изощренности, что заметно превосходила саму себя на момент выпуска. Частично это случилось благодаря серии Super Sport (SS), которая добавила модели стиля и роскоши. SS Nova были более приспособлены к заказным рулям, имели полный комплект оборудования, шикарную обивку и модные половики и все прочие удобства вроде кондиционера. Кузов Nova более не походил на экономную модель автомобильного наследия. В целом он был сходен с Super Sport Chevelle, но с длинным носом и резкой линией крыши кузова. Его боковые стороны были гладкими и ровными, а отверстия для колес по размеру точно подходили к колесам в ширину в шесть дюймов и овальным покрышкам образца S70. Эту машину уже нельзя было воспринимать несерьезно – главный символ Super Sport спереди, устрашающая эмблема 396 и другие значки Super Sport придавали ей зловещий вид. Но вся суть Chevy заключалась в предоставлении покупателю права выбора, да и некоторым просто нравились небольшие двигатели. Таким образом, Chevy решили выпустить Nova с небольшим движком, которая была такая же скоростная, как и авто с крупным блоком цилиндров двигателя.
В 50-х и 60-х не было более суетливого и занятого места на планете, чем мастерская по разработке двигателей Шевроле. В промежуток с 1955 по 1970 год она выпустила десятки образцов движков высокой производительности объемом от 265 до 494 кубических дюйма, притом, что каждый из них в свое время был у Шевроле в регулярной линии производства. Некоторые из них можно было приобрести непосредственно с выставочной площадки, но чтобы добраться до реально крутых штучек, нужно было проделать определенную бумажную работу. Приказы центрального офиса по производству служили для Шевроле обходной дорогой для производства заурядных аппаратов, предлагая взамен особенные автомобили.
Chevrolet Copo ’70 (Шевроле Копо 1970 года выпуска)
Chevrolet Copo Nova 1970 года
Copo, как известно, являются самыми редкими моделями, за которыми охотятся опытные коллекционеры и реставраторы, а сами Copo – это наиболее ценные из мощных автомобилей на сегодня. На фото вы видите Copo Nova 1970 года выпуска – навороченная тачка, крутейший мотор и впечатляющая производительность.
«Машина обладает мощностью в 350 лошадиных сил с четырехскоростной коробкой передач, которая является моделью Манчи М21. Подвеска носит название S41 и, по большому счету, это единственный вариант для этой машины» – говорит Джим Джонсон из Онтарио.
Двигатель в Copo – это одна из наиболее агрессивных моделей, которую Шеви производили на маленькие цилиндры за всю свою историю. LT1 был мощностью в 350 лошадиных сил, с 350 кубических дюймов, самый настоящий феномен. В 1970, этот двигатель стал основой в Z28 и всей топовой серии малых цилиндров у Корвет. Он выдал те же лошадиные силы, что и гидравлический кулачок, но весил на 70 фунтов меньше. Если вы никогда раньше не видели Copo Nova, то на вашей стороне большинство автолюбителей. Всего Шеви выпустили менее 200 Copo Nova в 1970 и только три из них выжили в виде обычных Copo.
«Один из дилеров в Лондоне, Онтарио, Канада, узнав об этом, решил обзавестись несколькими из них и в итоге заполучил парочку Nova, оставшихся в Канаде, а еще 176 отправились в Штаты к Дону Йенко», объясняет Джонсон.
Те три Копо, которым было суждено оказаться в Канаде, оказались тремя страшненькими сестричками (были в ужасном состоянии – прим. переводчика). Именно в таком виде их продали трем покупателям прямо в Сентрал Шеви, по счастливому для них стечению обстоятельств. Но это только три экземпляра, а что случилось с остальными? Они стали суперкарами Yenko. Некоторыми из знаменательных моментов той автомобильной эры были особые выпуски самых крепких моделей Шеви. Вероятно, наиболее известные из них были созданы в Йенко Шевроле, которым обладал Дон Йенко – гонщик и бизнесмен. Йенко производили машины для тех, кто жаждал бешеной скорости.
Chevrolet Nova Yenko 1970 года
Шоу рассказывает об адских свойствах Yenko Nova: «Самым интересным о Yenko Nova было то, что Дон Йенко считал ее настолько быстрой и мощной, что называл ее смертоносной. Ради нее он не стал запускать свежую маркетинговую кампанию, желая выпустить ее без лишнего шума. Она сама по себе была взрывной. В Yenko Nova стоял двигатель LT1 мощью в 350 лошадей и был достаточно быстрым, чтобы квалифицироваться как суперкар. А после того, как Йенко завершил дизайн авто во всем известные полоски и графику, она преобразилась в милую крейсерскую машинку.
Нил Робинс из Пультени, Нью-Йорк поясняет: «Мистер Йенко заказал у Шевроле 173 таких авто со специально встроенным мотором LT1, 350 лошадиных сил, сверхмощным дифференциалом с повышенным внутренним сопротивлением, 4-скоростной коробкой-автоматом. У автомата был особый круизный рычаг переключения, который Мистер Йенко установил в эти автомобили».
Феномен Yenko Deuce и Copo Nova нашел себе место в конце эры мускульных машин, когда крупные цилиндры стали слишком дорогостоящими для подачи и страховки.
Конец рынка производительности
По мере завершения декады производительности, благодаря давлению со стороны страховых компаний, нехватки нефти, системы снижения токсичности отработавших газов двигателей, одной из первых катастроф стала 396-я Nova.
«Весь рынок производительности просто умер. И произошло это, знаете ли вы, за одну ночь. Он был огромен, он интенсивно выстроился в шестидесятые. Он достиг своего пика, как говорят одни – в 69-ом, или, как другие, в 70-ом. Но после этого, по неофициальным данным, страховые компании устроили заговор, и рынок вроде бы пошел по инерции. Это стало сильным политическим давлением, что уничтожило мускульные тачки, и затем ушла Нова. 396-ые продолжали выпускать, но я не думаю, что они продали многие из них» - с горечью констатирует Шоу.
Сама Nova дожила до 1979 года. За свои 18 лет существования было произведено около 3 миллионов экземпляров, что сделало ее одной из самой успешной моделей Шеви. Если бы в 1962 году вы поинтересовались у обычного дилера Шеви об этом, он возможно бы сказал, что основная модель Nova была машиной, которая выжимала 30 миль за галлон, ей удавалось набрать от 0 до 60 за минуту. Но где-то в то же время, жажда скорости, которую удовлетворяла старая мускульная тачка сделала Nova незабываемой частью американской автомобильной истории.
«Шли годы, автомобилям была присуща уникальность стиля корпуса – на самом деле было просто отличить машины по форме, размеру и стилю, не то, что сегодняшние авто – все они разработаны с помощью компьютера и у всех одинаковая форма. У тех машин была самобытность, вы могли их узнать, когда они ехали еще за квартал от вас», вспоминает Рэндал Гербер из Хоштона, Джорджия.
В воспоминания вдается и Кайо Эрвин и Шаттануга, Теннесси: «Мне не посчастливилось иметь возможность позволить себе одну из них, когда я учился в высшей школе, моими машинами были в основном старенькие развалюхи, и я всегда чувствовал, что однажды у меня будет такая машина, как Nova, вот в чем дело. Это ее хромированное покрытие, красные комбинации цветов, двигатели высокой производительности… это был очень скоростной автомобиль, водить такой – одна радость».
«Я думаю, что отремонтированные автомобили – это страсть, которая порождается в человеке… Автомобиль был частью Америки столько лет, что старые стили кузова – это просто часть искусства» - сказал Гербер.
И к тому же, маленький четырехцилиндровый двигатель с мощностью в 90 лошадиных сил просуществовал до 1970 года. В тот год Шеви продал 2470 экземпляров Nova. И они также считаются коллекционными моделями, однако, не для горячих поклонников люксовых «мускулистых» машин.
1970 Chevrolet Nova SS 427 "Yenko Tribute" - V8 sounds, startup, overview