Главное меню

GTO – Gran Turismo Omologato или “Get Turned On” («заводись» игра слов)

Феррари и Понтиак. Что общего у этих двух машин? Ну, кроме названия GTO? Совсем немного. Но оба автомобиля сыграли большую роль в рождении этого маслкара. Gran Turismo Omologato. Три прекрасных итальянских слова, которые изменили всю автоиндустрию. Годами имя Gran Turismo Omologato носили самые быстрые, самые экзотические первоклассные гоночные машины и, скорее всего, самый известный Gran Turismo Omologato носил эмблему Феррари.
В сентябре 1964 года выпустили машину, которую с тех пор считали стандартом, с которой сравнивали все новые автомобили. Это была блистательная машина. Здесь не может быть сомнений. Ничто в автомобильном мире не смело даже сравнивать себя с этим красавцем. И этим автомобилем был скромный Pontiac Tempest. Gran Turismo Omologato или сокращённо GTO.

Pontiac GTO 1964 года
Pontiac GTO 1964 года – машина, которая открыла эру маслкаров в Америке. Это было время, когда Детройт выпустил самую невероятную машину, которая когда-либо ездила по улицам города. В наши дни GTO самый коллекционируемый американский автомобиль. Отреставрированные GTO 64 года продаются в 10 раз дороже от их заявленной стоимости. И тысячи энтузиастов создали отдельную индустрию, посвященную их любви к машине и желанию обладать своим маленьким GTO.
При продаже GTO в 1964м в буклете его описали как «инструмент для сокращения времени и расстояния». На то время Понтиак разработали разумный и экономичный Tempest «компакт», сделав его великолепным внешне, и предложили его с двигателем объёмом 389 кубических дюймов. Дизайн 64го года был полностью новым от решетки до крышки топливного бака. Tempest, Chevy Chevelle, Olds Cutlass и Buick Gran Sport были новой волной средних машин от GM. И они заводили молодёжь. Однако в отличие от других миленьких и спортивных машин GTO был рождён стать плохим.
Деннис Донохью из Мариэтты, штат Джорджия вспоминает: «У многих моих друзей есть 394, 383 Плимуты, но они были большими машинами. Я искал сначала один из таких автомобилей, возможно, что-то вроде 426 street wedge. Это было в 1964. Тогда я увидел первую рекламу Pontiac GTO. Я думаю, там говорилось «На вашем месте я бы не ехал посреди дороги, ведь идет Pontiac GTO». Мне понравилась идея машины среднего размера с большим двигателем, которая и стала первым маслкаром».

Создание GTO
В 50х годах самые большие машины были и самыми быстрыми. Их можно было увидеть на трассе каждое воскресенье. Понтиак и все остальные автозаводчики Детройта выставляли машины, которые выигрывали в воскресенье, после чего успешно продавались в понедельник. Гоночные команды, которых поддерживал завод Понтиак, выигрывали больше гонок Наскар, чем кто-либо другой в 60х, включая и Daytona 500, и Firecracker 250 в 1962 году. Pontiac не оставался в стороне и от национальных гонок. К концу 1962 года активная работа на гонках перенесла Понтиак с последнего места на второе по количеству продаж среди отделов GM. Первым оставался Chevrolet. Однако в 1963 году GM объявила о запрете на любую деятельность, связанную с гонками. Никакой больше поддержки заводами и поставки деталей для любого вида гонок.
Джим Ванджерс был одним из «воскресных победителей» на гонках от Понтиака. Однако в понедельник его отстранили от гонок, что стало для него большим ударом.
«С приходом этой новой политики корпорации Понтиак внезапно остался без сцены, на которой он показывал свои машины. Их внезапно лишили этой организованной гоночной деятельности, которая давала такую плодотворную почву для рекламы», - говорит Джим.
Как же продолжать оставаться лидером, когда невозможно выступать на гонках?
На протяжении всего 1963 года у Понтиака были две проблемы: первая – запрет на поддержку заводом гонок, что позволило Форду и Крайслеру обогнать Понтиак. Вторая – их маленький «компакт» Tempest начинал становиться больше помехой, чем полезным активом.
«Машина, которая в 1961 году «выстрелила», как настоящее инженерное чудо, испортилась настолько, что превратилась в настоящую проблему. В 1964, когда новый Tempest появился на рынке, мы почувствовали, что нам нужна не новая машина, а действительно хорошая. То, в чём мы нуждались, мы назвали просто «О Боже!»», - говорит Джим Ванджерс. В то время главой технического отдела Понтиака был смышлёный малый Джон Делориан. «Джон был в то время главным инженером отдела. У него была привычка устраивать каждым субботним совещания на тему «А что если?», - вспоминает Ванджерс.
Именно «Что если?» и создало эту машину – GTO. С установкой двигателя 389 в Tempest, в мире появился первый маслкар, и это была бомба. Однако не все воспринимали эту новость в таком ключе. Как это часто бывает, GTO не вписывалась в традиционную линейку Понтиаков. Согласно правилам корпорации GM, размеры двигателя были ограничены до одного кубического дюйма на каждые 10 фунтов веса машины. А здесь этот Tempest, который весит 3400 фунтов. Джим Ванджерс объясняет: «Не нужно быть нейрохирургом, чтобы понять, что машина, весившая 3400 или 3500 фунтов не может вмещать двигатель больше, чем 350 куб. дюймов V8. Однако если выпустить на рынок, что-то вроде Lamaze с 326 V8 двигателем, как базовое оснащение, но с набором GTO, который включает в себя совсем не функциональные накладки на приборную панель или воздухозаборники, ещё парочку вещей и – о случайность! – 389 двигатель, то эра маслкаров наступит».
Хитрый маневр, а? А самое интересное, что это сработало. GTO появился в выставочных залах. Теперь всё, что оставалось Понтиаку, - убедить мир в уникальности своего автомобиля. Джим Ванджерс и другие маркетологи много развлекались, рекламируя Понтиак, как победителя воскресных гонок. Но работа по продаже GTO молодым людям Америки – яркий пример одной из самых удивительных историй успеха в американском маркетинге. Пит Маккарти, гонщик и писатель, вспоминает эту кампанию: «Даже те из нас, кто много знал о Понтиаках, узнавал о новой машине по слухам.
«Привет, ты уже слышал о GTO?»
«GTO? Что это?»
«Ну, у него головки цилиндров HO 421. И 389 двигатель. И tri power»
«Да?»
«Но это все располагается в корпусе, который весит около 3300 фунтов»
«Серьёзно? Сколько же он стоит? Целое состояние? Нет?»
«На самом деле он на пару сотен дороже LeMan»
«Ну, пошли, посмотрим на него».
GTO выглядел как широкий гоночный тигр. В нём были ковшеобразные сидения, консоль, чёткое рулевое управление, спортивные шины и воздухозаборник. Плюс, можно было добавить что-то из предметов роскоши, например, кондиционер, виниловую обивку, кнопочное радио. Стартовая цена машины была $2667, что делало её доступной даже школьнику или студенту колледжа. А изюминка здесь в следующем: оснастка LeMan 64го года оборудованием GTO обойдётся всего в $295.90. Так внезапно все остальные автомобили стали прошлогодними моделями.

Пит Маккарти объясняет: «После того как один из моих друзей купил себе GTO, я прокатился на нём по кварталу, я сказал, «Я куплю себе такой же» и я заказал машину через 2 дня. Прежде чем забрать его домой я поставил на него Doug’s headers и street slicks и домой я уже ехал, выжимая 280 л.с. задними колёсами». Из этого ясно, что вклад GTO для уличных гонщиков тяжело переоценить.
«Вудворд Авеню была таким местом, куда шли все. Она вела прямо в Детройт, поэтому на ней были люди с Вестсайда, Истсайда и вообще отовсюду. Они приезжали, чтобы погонять по Вудворд Авеню и покрасоваться», - вспоминает Деннис Донохью.
«На одной улице живёт мой знакомый, который недавно выложил кругленькую сумму за Corvette. Ну, у меня был мой GTO и я знал, что я мог сделать, поэтому я искал его. У меня заняло почти 2 месяца, чтобы застать приятеля на дороге. И вот одной ночью около 11 часов я увидел его совсем одного на светофоре. Он взглянул на меня, я взглянул на него и понял, что сейчас будет гонка. Сначала мы долго виляли. Шум от моторов был слышен на шесть кварталов в округе. Но когда я включил третью передачу, то понял, что я его сделал», - смеется Пит Маккарти.
GTO выглядел потрясающе, а цена делала его доступным почти для каждого. Но несомненным ключом к популярности автомобиля был 389 двигатель. С диаметром цилиндра чуть больше 4 дюймов и длиной хода в 3.75 дюйма, 389й был уже хорошо известен и гонщикам, и инженерам. Именно этот двигатель, рассчитанный на максимальные нагрузки, побеждал на гонках Наскар. В Бонневилле Микки Томпсон ехал со скоростью 406 м/ч, используя 4 таких мотора на своём Challenger. Это была первая машина в мире, которая побила рекорд скорости.
Мощность 389го оценивалась в 325 л.с. с одним Carter AFB четырёхкамерным карбюратором и в 348 л.с. с тремя двухкамерными. Однако реальной заявкой на мировую славу были колоссальные 428 фунтов на фут крутящего момента при относительно низких оборотах (4200). Понтиак стал настоящей уличной легендой. Джек Бэр говорит: «Большинство «гонок» начинались на светофорах и длились на протяжении двух кварталов. Поэтому если обгонишь соперника за один квартал, то это считалось большим успехом».
Этот двигатель в легком корпусе и буквы GTO получили новое значение в молодой Америке. По-итальянски автомобиль до сих пор оставался Gran Turismo Omologato. Но в английском языке его произносили «Приятель, я снесу твои дверцы». Выход GM из организованных гонок лишь увеличил их присутствие на дрэг-гонках по всей стране. И именно победа на дрэгах создавала неповторимый образ GTO в сердцах и умах молодой Америки. GTO заслужил свою репутацию как на дрэг-гонках, так и на улице. Однако на создание неповторимого образа существенно повлияли инновации и успех в сфере маркетинга.
Продажа GTO
Джим Ванджерс вспоминает: «Я помню рекламу, которую придумали Uniroyal people. Они показали лапу тигра и сказали «Где ещё вы ожидаете увидеть лапу тигра как не на тигре?». Мы часто шутили, что если бы нам не нужно было гнать машину, мы бы взяли лапу тигра в Uniroyal и начали бы удирать. Это можно было бы делать вечно. И остановиться было бы невозможно до тех пор, пока не отпустишь лапу». GTO был несомненно хорошей задумкой. Это была невероятно крутая машина. И с инженерной точки зрения довольно-таки смелый и качественный аппарат для 1964 года.
Что касается маркетинга, то идея была гениальная. Целый завод по производству маслкаров. Но если GTO хотел стать успешным, ему предстояло немного нарушить существующий порядок вещей. С момента своей первой демонстрации GTO, Понтиак вызывал недоумение в моторостроительных кругах, так как он осмелился дать американской двухдверному Tempest имя одной из самых уважаемых спортивных машин в мире. И Понтиак наслаждался каждой минутой.
Джим Ванджерс вспоминает: «Мы создали ведь концепт как шутку. Давайте устроим соревнование между  Ferrari GTO и Pontiac GTO. Уже тогда я знал, что нам с Феррари не тягаться, но если бы могли свернуть с проторённого пути, то у нас бы появился шанс их хотя бы немножко напугать». Нельзя не согласиться, что никто в здравом уме не поверит, что Понтиак сможет тягаться с Феррари по любым признакам. Когда испытания закончились, маленький GTO себя очень хорошо показал. «В те дни было огромное количество действительно хорошей аппаратуры для хронометража. Car and Driver запечатлели историю с помощью ручного секундомера. И я буду с вами очень честным, вам не нужно говорить, что это машина не смогла бы набрать скорость с 0 до 100 м/ч за 11.8 секунды, даже падая с крыши Эмпайр-Стэйт-Билдинг. Однако когда я увидел показания в печати, я не собирался говорить им «Эй, ребята, я думаю это слишком быстро», - смеётся Джин Ванджерс.

Car and Driver показывает GTO большой палец

В том памятном тесте участвовали 2 GTO и оба были от завода Понтиак. Car and Driver объяснили, что хотели пустить Феррари и Понтиак вместе, но не смогли убедить никого из счастливых владельцев Феррари GTO поучаствовать в их небольшом эксперименте. GTO разогнался от 0 до 60 миль за 4.6 секунды. От 0 до 100 за 11.8 секунды. А четверть мили проехал за 13.1 секунды при скорости 115 м/ч. Эти показатели заставили редакторов сказать следующее: «Мы убедились, что наш Tempest GTO с двигателем в 384 л.с. – автомобиль во много раз лучше любого Феррари».
Думаете, они были впечатлены? Ну, в тексте подобных цитат есть почти дюжина. Но лучше всего подытожит результаты вот эта цитата: «Понтиак прошел тернистый путь и создал лучший американский автомобиль, который мы когда-либо водили и, вероятно, одну из пяти или шести лучших машин для автолюбителей в мире». Успех GTO можно объяснить удачным стечением обстоятельств или блестящей работой маркетологов, но он обеспечил Детройту славу на многие годы. GTO был идеальным сочетанием формы и содержания. Он обещал молодому покупателю захватывающую поездку длиною в жизнь и сделал свою работу хорошо. Даже в наши дни GTO справляется с этой задачей, оставаясь самым популярным автомобилем у коллекционеров и реставраторов. Образ первого из маслкаров до сих пор не померк. Стоит только увидеть его на улице, как сразу в голове возникает множество приятных воспоминаний.
Деннис Донохью говорит: «Модель 64го года – уникальная машина. Люди смотрят на неё и будто видят призрака. Мы хотели создать GTO не только для того, чтобы скопировать тестовую машину Car and Driver. Мы хотели сделать максимально мощную машину 1964го года. И в нём есть 421 двигатель. Двигатель для большой машины. В самом моторе есть множество передовых деталей. Наш автомобиль прекрасно работает и его лучшее время 12.90 при 107 м/ч, что довольно-таки удивительно для машины, которая выглядит так шаблонно».

GTO – лучший друг автолюбителя
GTO был машиной для тех, кто действительно их любит. Люди, которые отвечали за изготовление моторов Понтиака, те же, что спроектировали и собрали машины, покоряющие трассы Наскара и побеждающие на дрэг-гонках, хотели создать захватывающий дух автомобиль и сделать его доступным целому новому поколению автолюбителей. Что им действительно удалось, так это создать не впечатляющую новую модель машины, а целый класс автомобилей – маслкаров. Все машины, что пришли позже – Fairlane GT, Coronet RT, 442, Chevelle Super Sport – все обязаны своей линейкой маленькому GTO.
Выпуск уже давно завершился. Благодаря Car и Driver и Джону Долориену, Джиму Ванджерсу и всем полуночным уличным гонщикам автомобиль имеет право называться Gran Turismo Omologato. В период чуть больше 11 лет (с 1964 до 1974) Понтиак выпускал GTO. Более 700.000 машин вышло с конвейеров Понтиака с теми же тремя маленькими буквами, сверкающими внутри левой решетки. Это приблизительно на 695.000 моделей больше, чем выпустило Феррари. GTO, Gran Turismo Omologato. Мы знаем, как эти слова переводятся с итальянского, но в английском варианте они определенно значат “Get turned on. (заводись)”