Первое поколение (1990—1994)
Модель первого поколения имеет много общего с Ford Bronco II, кроме того эти модели выпускались одновременно.
Одновременно с началом выпуска данной модели она стала бестселлером на рынке США и дважды подряд в 1990 и 1991 году получила номинацию «Лучший полноприводный автомобиль года» («Four Wheeler of the Year»).
Данная модель выпускалась в 3-ёх и 5-дверном вариантах с длиной базы 2594 мм и 2843 мм, соответственно.
3-дверная версия также называлась «Explorer Sport»
На автомобили устанавливался двигатель объемом 4 литра Cologne V6 OHV EFI мощностью 114 кВт/155 л.с. (при 4200 об/мин).
Крутящий момент 300 Н·м (при 2400 об/мин). Степень сжатия 9,0:1 позволяет использовать бензин А-92. С 1993 года двигатель был модернизирован в сторону увеличения мощности и крутящего момента 165 л.с. и 320 Н·м.
Автомобили оснащались коробками механической 5-ступенчатой Mazda M5-R1, либо автоматической 4-ступенчатой Ford A4LD.
Полноприводные версии оснащались раздаточной коробкой типа «Part-Time» марки «Borg Warner» BW-1350 и BW-1354 с понижающей передачей 2,48:1.
Заднеприводная версия оснащалась раздаточной коробкой марки «Borg Warner» BW-1359.
Переднеприводная подвеска независимая типа «Twin-Traction-Beam» DANA-35. Задняя подвеска зависимая на полуэллиптических рессорах DANA-8.8" с неразъемным картером моста. Заднеприводные версии имели переднюю независимую подвеску типа «Twin-I-Beam».
Основные комплектации: XL, XLT, Eddie Bauer, Limited.
Машина участвовала в съемках фильма Парк юрского периода.
Второе поколение (1995—2001)
Машины данного поколения отличались от предшественников более обтекаемой формой передней части кузова.
Переработано рулевое управление: маятник был заменен рулевой рейкой. В салоне появились подголовники на задних сиденьях. Новая передняя панель включает в себя 2 подушки безопасности.
Появляется бортовой компьютер.
Задняя подвеска осталась без изменений.
Существенно расширился выбор двигателей. Их предлагалось 3 варианта:
4 литровый Cologne V6 160 л. с. (при 4200 об/мин), 320 Н·м (при 2500 об/мин), со степенью сжатия 9,0:1
4 литровый Cologne V6 208 л. с. (при 5200 об/мин), 350 Н·м (при 3200 об/мин), со степенью сжатия 9,7:1
5 литровый Cologne V6 218 л. с. (при 4200 об/мин), 395 Н·м (при 3200 об/мин), со степенью сжатия 8,8:1
Претерпела изменение и трансмиссия. В качестве основной коробки устанавливается усовершенствованная версия Ford A4LDE или Ford 4R55E, а с 1997 года 5-ступенчая 5R55E. Механическая коробка также ставится усовершенствованная 5-ступенчатая Mazda M5OD-R1.
На версию автомобиля с 5литровым двигателем устанавливалась 4-ступенчатая автоматическая коробка от Ford F-150 — Ford 4R70W.
Автомобили второго поколения оборудовались тремя видами полного привода:
1. Part-Time с раздаточной коробкой BW-1354. Без изменений перекочевавшая с автомобилей первого поколения.
2. ControlTrac 4WD с раздаточной коробкой BW-4405 с передаточным числом 2,48:1, без межосевого дифференциала. Распределение мощности между осями происходит с помощью пакета фрикционов.
Новая раздаточная коробка позволяла передвигаться в 3х режимах:
2WD с приводом только на задние колеса.
4WD Auto. В этом случае момент автоматически распределялся между осями в соотношении 4-98 %.
4WD Low. Постоянный полный привод в тяжелых условиях с включением пониженной передачи.
3. Full-time AWD с раздаточной коробкой BW-4404 (с 1998 года устанавливалась на модели с двигателем V8). Однако данный вариант не имел понижающей передачи.
Третье поколение (2001—2005)
Эксплорер третьего поколения подвергся более глубокой переработке, чем предыдущее поколение.
Изменения коснулись практически всего автомобиля.
Кузов стал длиннее и шире.
Появился третий ряд сидений. Однако задние сидения, включая и третий ряд, по-прежнему складываются образуя ровный пол.
Задняя подвеска стала независимой. Увеличилась и база.
Рама подверглась полной переработке: жесткость на кручение увеличена в 3 раза.
Старый 4-литровый двигатель Cologne V6 получил алюминиевую головку блока. При этом немного увеличились показатели мощности (210 л.с. при 5100 об/мин) и крутящего момента (344 Н·м при 3700 об/мин).
Но ключевым стал новый двигатель Triton V8 объемом 4,6 литра.
Этот двигатель имеет головку блока цилиндров из алюминия и выдает уже 240 л.с. при 4750 об/мин, и максимальный крутящий момент 397 Н·м при 3450 об/мин.
На Эксплорер 3-го поколения устанавливалась автоматическая трансмиссия Ford 5R55W, которая по сути является развитием коробки предыдущего поколения, и механическая — Mazda M5-R2.
Система Control Trac теперь обеспечивается новой раздаточной коробкой BW-4411.
Как опция появляется новая система AdvanceTrac — постоянный полный привод с межосевым дифференциалом распределяющим крутящий момент в пропорции 35:65 между передними и задними осями благодаря раздаточной коробке BW-4412.
Применены и новые технологии в обеспечении безопасности пассажиров. Эксплорер стал первым внедорожником, на который устанавливались боковые занавески безопасности — Safety Canopy.
Четвёртое поколение (2006—2010)
Новое поколение Ford Explorer претерпело не меньше изменений, чем ранее.
Так же, как и ранее, модификации подверглись практически все узлы.
Рама стала на 55 % жестче на скручивание и 63 % на изгиб.
Двигатели:
Модернизированный 4L Cologne V6 SOHC с 12 клапанами, но более экономичный и экологичный выдает 210 л.с. при 5100 об/мин (крутящий момент 344 Н·м при 3700 об/мин).
Модернизированный 4,6L Triton V8 SOHC c 24 клапанами, получил изменяемые фазы газораспределения и стал выдавать 292 л.с. при 5750 об/мин (крутящий момент 407 Н·м при 3950 об/мин). Точно такой же двигатель устанавливается на Ford Mustang.
Кроме того, автомобили теперь стал оснащаться только двумя АКПП: 5-ти и 6-ти ступенчатыми 5R55W и Ford R6 соответственно.
Рычаг АКПП перенесен с руля на центральный тоннель, как это принято в Европе.
Изменения коснулись подвески:
Передняя подвеска усилена за счет применения двойных треугольных рычагов.
Задняя подвеска в дополнение получила продольные рычаги, что одновременно повысило комфорт и проходимость. Стали устанавливать амортизаторы новой конструкции.
Изменилась передняя часть автомобиля:
Новая решетка радиатора
Новая головная оптика
Пятое поколение (2010—н.в.)
Автомобиль стал оснащаться двумя новыми двигателями:
2 литра EcoBoost 4-х цилиндровый турбированный двигатель мощностью 237 л.с. @ 5500 об/мин (339 Н·м @ 1750-4000 об/мин). Данный двигатель ставится только на переднеприводные версии автомобиля.
3.5 литра Ti-VCT V6 мощностью 294 л.с. при 6500 об/мин (346 Н·м @ 4000 об/мин). Двигатель устанавливается как на переднеприводные версии, так и на полноприводные.
Оснащается одним типом трансмиссии — автоматическая 6-ти скоростная.
Как опция на полноприводные версии может устанавливаться автоматическая 6-ти скоростная трансмиссия SelectShift.[1]
На автосалоне в Нью-Йорке в 2012 году была представлена модификация Ford Explorer Sport.
Машина оснащена мотором 3.5 EcoBoost мощностью 365 л.с., автоматом SelectShift с пересмотренными передаточными числами, перекалиброванной подвеской и рулевым управлением. Внедорожник также отличает внешний декор и спортивные нотки в салоне.