Главное меню

Mercury  (в русском Меркурий - мы же будем использовать мЕркури) был основан в 1938 году сыном Генри Форда - Эдселем, как производитель роскошных автомобилей начального уровня. В табеле о ранге занимал место между Ford и Lincoln. Прямые конкуренты - Buick и Oldsmobile, а также Chrysler. С 1945 по 2011 год являлся частью подразделения Ford  - Lincoln-Mercury. Большинство всех моделей были основаны на платформах от Форд.
В связи с крайне низкими продажами (менее 100 тыс. автомобилей в год), Ford принял решение закрыть выпуск автомобилей под маркой Mercury. В 2011 году производство было остановлено. Однако, сайт компании продолжает существовать вместе с теми автомобилями, которые выпускались на момент закрытия и напротив каждой из них предложен аналог от Ford... Последним автомобилем стал Grand Marquis, сошедший с конвейера 4 января 2011 года.


В 1937 году Эдсель Форд основал новую компанию, которая должна была выпускать более роскошные автомобили, нежели те, что делал сам Ford. Изначальная цель - заполнить огромную финансовую пропасть между Ford и Lincoln. Внутри компании шли долгие дебаты о целесообразности создания новой компании, а также о том, должна ли она быть самостоятельной, или входить в структуру материнской фирмы. В конечном итоге было рассмотрено более ста различных вариантов названий, и выбор пал на Mercury.
Первой ласточкой стал вышедший в 1938 году Mercury Eight, который имел V8 объемом 239 кубических дюймов и мощностью 95 лошадиных сил. Это был полностью новый автомобиль, у него не было ни одной общей детали с моделями Ford или Lincoln. Он был на шесть дюймов шире, и на четыре дюйма длинее, нежели модели Ford. Колесная база составляла без малого 116 дюймов (2950 мм). Удивительно, но в первый год было продано 65800 автомобилей по цена 916 долларов (около 18 тыс. на наше время).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mercury Eight

С самого начала Mercury был брендом, который находился в постоянном поиске своего места на рынке. Постепенно он стал конкурировать с другими североамериканскими брендами - Бьюик, Олдсмобил и Крайслер. Не один раз модели Меркури имели общую платформу с Форд - Mercury Cougar делил ее с Ford Mustang, Thunderbird и Elite. Mercury Bobcat и Ford Pinto, а также Mercury Comet и Ford Falcon, Fairlane и Maverick.
В 1945 году Форд производит объединение люксового Линкольн и промежуточного Меркури, в надежде, что последнего будут воспринимать как младший Линкольн, а не элитный Форд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mercury  Monterey

В 1952 году Ford производит обновление всех своих моделей. "Восьмерка'' от Меркури была заменена новой моделью - Monterey. Это был ответ на хардтоп купэ от GM.  В 1954 году наконец-то был заменен двигатель Flathead V8 на совершенно новый Y-Block V8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mercury  Montclair

В 1955 году появляется еще одна модель - стартовый Montclair, который был самым дешевым Mercury. В конце 50-х произошел раскол между Линкольном и Меркури. В 1957 году впервые, за почти десять лет, последний не имел общих элементов с старшим братом.  В это же время у марки появился новый флагман - Turnpike Cruiser. Также, наряду с Ford, была выпущена целая серия универсалов - Commuter, Voyager, и с деревянными панелями Colony Park.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mercury  Turnpike Cruiser

В 1958 году на недолгое время появился новый бренд - Edsel, по имени сына Генри Форда. Честно говоря, рынок был уже перекрыт, и очень быстро этот бренд растворился внутри Lincoln-Mercury. Последний полностью перекрывал новинку по цене. Однако Эдсель успел оставить небольшой след, дав пару кузовов машинам Форда. В этом же году впервые появился 400-сильный двигатель Super Marauder, который был опцией, и можно было поставить на любой автомобиль марки.
В конце 50-х рецессия сильно ударила по автомобилям средней ценовой категории. Edsel провалился, а снижение продаж Lincoln-Mercury заставили Ford пересмотреть стратегию развития компании. В целях экономии, было решено ввести Меркури в  сегмент компактных автомобилей. Первой ласточкой стал Comet, который изначально планировался как одна из моделей Edsel.  Это стал первый автомобиль под брендом Меркури, у которого не было V8.

 

 

 

 

 

 

Mercury  Comet

В 1961 году Ford решил приблизить к себе свой среднеценовой бренд, став делить с ним свои платформы. Montclair и Park Lane прекратили свое существование, на конвейере оставался только Монтерей. Но это была большая машина, а имеющийся Comet наоборот, входил в класс компактов. Продолжая космическую тему, Mercury решает заполнить нишу между ними и выводит на рынок Meteor. Но Ford  в данном случае лукавил: эта модель тоже должна была выпускаться под брендом Edsel.

 

 

 

 

 

 

 

Mercury Meteor

В середине 60-х пришла мода на мощные и высокопроизводительные машины. Чтобы отделить себя хоть как-то от Форда, Меркури стал продавать свои машины под литерой S: S22 - Comet, S33 - Meteor, S55 - Monterey. Все двигатели на этих моделях развивали свыше 300 лс, комплектовались ковшеобразными сидениями и имели полноразмерную переднюю панель. К этому времени будущее Mercury было безоблачным и позволило вернуть в производство некоторые модели: ими стали Montclair и Park Lane. В это время Меркури уже на равных боролся за рынок с Buick, Oldsmobile и Chrysler.
В соответствии с маркетинговой политикой, производитель решил убрать Метеор, увеличив Комет до среднеразмерных седенов.  В классе полноразмерных автомобилей балом стал править Marquis, который пришел на замену Montclair и Park Lane.

\

 

 

 

 

 

 

 

 

Mercury  Marquis

Успех Ford Mustang не остался в стороне от инженеров Mercury, и на рынке в итоге появился соплатформенный Cougar. Он был немного больших размеров, и аккурат занял место между Mustang и Thunderbird. Но инженеры на этом не остановились, выпустив огромный Marauder, который конкурировал напрямую с Oldsmobile Toronado и Buick Riviera.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mercury  Marauder

Но счастье длилось недолго. Последовавший в 70-х кризис заставил сместить акценты от высокопроизводительных автомобилей опять, к классу роскошных. Мародер прекратил свое существование, а Cougar стал конкурировать с Oldsmobile Cutlass .
В 1971 году появилась одна интересная машина - Mercury Capri, которая была построена на базе Ford Pinto и сделана с прицелом на Европу.

 

 

 

 

 

Mercury Capri

В 1974 году продолжалась работа над ''почти'' люксовыми автомобилями. В этом году появился новый Mercury Cougar, который стал больше, чем его родной брат Ford Mustang и стал приближаться к большому Ford Thunderbird. Компактная же линия расширилась годом позже, когда появился Monarch. Несмотря на громкое название - это был компактный автомобиль. Он пришел на замену Comet, и строился на одной платформе с Ford Grenada. Monterey же решили больше не выпускать, выпустив новый Grand Marquis, который должен был стать промежуточной моделью между обычным Marquis и Lincoln Continental.
В стремлении привлечь новых покупателей, Mercury решает показать, что его машины эффективно используют топливо, и выводит на рынок свое видение Ford Pinto - Bobcat. А в 1976 году видит свет хэтчбек Capri, который позже был назван Capri II. И если продажи последнего увенчались успехом, то первый, из-за схожести с нелюбимым Pinto, продавался слабо.
После многих лет борьбы против своих конкурентов, Mercury решает серьезно поменять свое видение на модельный ряд: промежуточный Montego уступил место более дорогому Cougar, который стал доступен в кузовах седан и универсал. А это сказалось на снижении цены и увеличении продаж. И в 1977 году показатель вырос в три раза.
В 1978 году продажи выросли до рекордно высокого уровня: 580 тыс автомобилей. Это было золотое время. 4 машины из 10 были новые Mercury Cougar. В этом же году был окончательно закрыт Comet и Capri II, а на их место пришла новинка с именем Zephyr, которая выпускалась с 4,6 или 8 цилиндровыми двигателями на выбор, а платформа Fox послужила основой для среднеразмерных Ford и Lincoln.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mercury Zephyr

Однако, как и раньше, успех был недолгим. В 1980 году продажи упали на треть, по сравнению с предыдущим годом. Противоречивый стиль, классовые метания и не самое умелое руководство Ford в очередной раз подставили под удар подразделения. Cougar в очередной раз сменил свое предназначение, став всего лишь роскошной версией парочки Zephyr/Fairmont. В свою очередь эти компактные автомобили увеличились в размерах, перейдя из класса компактных в среднеразмерные. Помимо всего, Ford так и не смог развести Thunderbird и Grenada как между собой, так и с Cougar, что привело к их прямой конкуренции на рынке.
В 1981 году Ford в очередной раз делает клон своей модели, выпуская Ford Escort под именем Mercury Lynx. Эта машина впервые для Меркури имела передний привод, могла оснащаться дизелем и была двухместной. Как и в случае с Bobcat, Lynx продавался очень вяло, правда, в один определенный момент, в 1985 году он стал самым продаваемым Меркури. Но, учитывая, что дела шли не самым лучшим образом, вряд ли можно назвать продажи компакта большим успехом.

 

 

 

 

 

 

 

Mercury Lynx

В середине 80-х пришло осознание того, что необходимо каким-то образом упорядочить модельный ряд и развести модели, избавив их от внутренней конкуренции.  Cougar в очередной раз изменился, став как и раньше двухдверным купе. Но по факту это был полный клон Thunderbird. А предыдущий четырехдверный Cougar был переработан и вышел как новое поколение Marquis. В 1984 году исчез Zephyr, уступив свое место новой машине - Mercury Topaz. Примечательно, что Топаз стал первым автомобилем в линейке Меркури, который оснащался боковой водительской подушкой безопасности. Общие черты дизайна этой машины вскоре перешли и на другие модели от Ford.

 

 

 

 

 

 

 

Mercury Topaz

Но унификация продолжалась. Был велик соблазн выпускать клоны под разными брендами. Так, в конце 1985 года появился Mercury Sable, и в это же время появляется и Ford Taurus. В это же время становится стабильным спрос на полноразмерные Grand Marquis и Colony Park.
В 1988 году противоречивый Lynx был заменен моделью Tracer, который в свою очередь был двойником Ford Laser, и в свою очередь разработан Mazda и носил имя 323. Вот такая вот унификация. Эти машины предлагались как трех и пятидверные хэтчбеки, а также пятидверный универсал. Что интересно, пришедший на замену Tracer, не имел ничего общего с Lynx, который он собственно и менял. К тому же, впервые с 1978 года и модели Capri II, Tracer был основан на машине фактически иностранной сборки.
В свою очередь Ford решился на еще один эксперимент, начав продажи европейских Ford Sierra и Scorpio в Штатах под именем Merkur XR4Ti и Scorpio. На недолгие четыре года Merkur стал суббрендом внутри Ford и продавался в дилерской сети Lincoln-Mercury. Странный эксперимент с собственными подразделениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Merkur XR4Ti

В 1989 году закат Merkur был вполне закономерен: низкий спрос и невыгодный обменный курс между США и Западной Германией делали цену неприличной - 27 тысяч долларов, или 58 тыс. на настоящее время. Много для машины, которая не являлась люксовой.
Mercury прекрасно понимали, что такое сходство их моделей с Ford погубит подразделение. Ключевым моментом стало создание моделей, которые отличались от соседних марок. Впервые с 1980 года появился полностью новый Cougar. Но на чем можно было создать его? Правильно, Ford Thunderbird))).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mercury Cougar 1990

В 1991 году Mercury решился на запуск в серию переднеприводного автомобиля. Им стал новый Capri, который являлся прямым конкурентом MX-5 Miata. Однако, их новый Capri был основан на другой Mazda - 323. Также, после двухлетнего перерыва на рынок вернулся Tracer. Если раньше он был прямым клоном Mazda 323, то теперь он стал прямым клоном Ford Escort.
После тринадцати лет выпуска без каких либо изменений, было прекращено производство универсала Colony Park. По итогам 1991 года было куплено всего 3104 автомобиля этой модели. Причем в разных комплектациях:  микроавтобус, полноразмерный фургон и внедорожник.
В 1992 году самые продаваемые модели наконец-то подверглись рестайлингу. Sable перенес некоторые изменения в интерьере и внешности, хотя общая схожесть с моделью 1991 года осталась. Grand Marquis не менялся вообще с 1979 года, и перенес обширные изменения. Он снова делит свое шасси с другими моделями Ford, но, ему наконец-то вернули двигатель V8. Более консервативная внешность помогла опередить Chevrolet Caprice и Ford Crown Victoria. В конце концов продажи выросли более, чем два раза, и Grand Marquis оставался бестселлером марки на протяжении 90-х.

 

 

 

 

 

 

Mercury Grand Marquis 1992

В 1993 году продажи подскочили до более чем 480 тыс. автомобилей, и достигли самого высокого уровня, начиная с 1978 года. Бесплатную рекламу марка получила благодаря кантри певцу Алану Джексону, который спел кавер на песню KC Douglas ''Mercury Blues''.  Позже Ford использовал другую версию песни для рекламы своих грузовиков. В это же время выходит Villager, который стал заменой Colony Park. Это был переднеприводный минивен, разработанный совместно с Nissan, у которого он носил имя Quest. Ford же стал использовать его в версии Aerostar. Mercury Villager был прямым конкурентом Chrysler Town & Country.

 

 

 

 

 

 

 

Mercury Villager

В 1995 году Topaz был заменен на Mystique. В Штатах у него был клон Ford Contour, в Европе же его знали под именем Mondeo. Эти седаны подвергались критике за то, что они были наименее вместительными на фоне конкурентов. В 1996 году Sable пережил фейслифтинг, который был встречен крайне неодобрительно. Хотя он и был основан на базе вполне успешного Taurus, продажи упали более чем на треть. В 1997 году был переработан и Tracer, а фактически Escort. Между собой они отличались только фальшрадиаторной решеткой. И эмблемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mercury Mountaineer

Смотря на Oldsmobile Bravada и Acura SLX, было решено вывести и свой среднеразмерный роскошный внедорожник. Основанный на базе Ford Explorer,  Mercury Mountaineer имел в базе V8 и полный привод. Успех был, но не так чтобы очень.
В 1999 году Villager и Nissan Quest пережили модернизацию, в результате которой появилась вторая сдвижная дверь со стороны водителя. Минивены от Крайслера имели по-прежнему одну дверь - со стороны пассажира.
Но, закат марки был все ближе: в 1997 году был закрыт Cougar, в 1999 году прекратили выпуск Tracer, а в 2000 и Mustique. К концу 90-х только Grand Marquis оставался коммерчески успешным и самым продаваемым автомобилем производителя. Но была и одна большая проблема - средний возраст покупателей превышал 60 лет. И был даже выше, чем у Линкольн. Дилеры безуспешно пытались привлечь внимание более молодых покупателей.
Удивительно, но в 1999 году в очередной раз ожил Cougar. Теперь это было переднеприводное спортивное купэ на базе Mustique. Но, модель пользовалась умеренным спросом и в 2002 году производство снова остановили. В 2003 году попытались реанимировать имя Marauder. Но бездарная маркетинговая политика последних десятилетий, а в особенности на рубеже веков, привели к тому, что уже через год производство было вновь закрыто: никому не был интересен автомобиль на базе Grand Marquis. Что примечательно, Мародер был очень похож на Chevrolet Impala SS 1994-1996 годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mercury Marauder 2003

В 2004 году продолжается бездарная политика по оживлению легендарных или старых имен на базе фордовских клонов. Маркетологи как Ford, так и Mercury действовали явно наугад, наощупь, не предпринимая никаких шагов по изучению рынка. В этом году появился Монтерей, который заменил Villager. Фактически клон Ford Freestar, Mercury Monterey должен был конкурировать с роскошным Chrysler Town and Country.
В конце концов Ford предпринял какие-то действия. В 2005 году было остановлено производство Sable, а на его место пришел также известный Montego. Но, проблема клонов только множилась: на самом деле это был Ford Five Hundred, только с эмблемой Mercury. Grand Marquis пока оставался в строю. В этом же году появился Mariner, который на самом деле являлся просто перелицованным Ford Escape и Mazda Tribute. В 2006 году появился еще один клон - Milan, который на самом деле был Ford Fusion и Lincoln MKZ.
В 2008 году в результате массовых ошибок в плане бренда, продажи упали на треть. Но проблемы только продолжались: у Меркури с 60-х годов сложился имидж мужского автомобиля, однако маркетологи решили привлечь женскую аудиторию. Результат оказался предсказуем: женщины-водители так и не выбрали его, а последние приверженцы марки отвернулись от нее. К тому же, американские производители вошли в кризис, связанный в результате неверной оценки потребностей потребителя, который все больше предпочитал современные и комфортные европейские и японские автомобили. В эти годы было потеряно много достойных брендов: Oldsmobile, Pontiac, Plymouth, Saturn и Hummer. Chrysler и GM были банкротами, а Ford массово закрывал заводы и выжил, во многом, благодаря европейскому отделению. В итоге 2 июня 2010 года Ford объявил, что закрывает бренд Mercury в конце года. По объемам продаж, он занимал всего 1 процент рынка, и это при том, что доля самого Ford была 16 процентов.  На момент закрытия продавалось менее 95 тысяч автомобилей. Что примечательно, Плимут и Олдсмобиль при закрытии имели более высокие продажи.
Официальная дата закрытия бренда - 4 января 2011 года.
С уходом Mercury в историю, как и с другими брендами, родительские компании поступили нечестно, забирая основные наработки и оставляя что есть своим подразделениям, лишив их самостоятельности. Возможно в будущем, мы увидим возрожденные бренды, но, это будет уже не в США, а в Европе и Китае. Конгресс США официально объявил, что не видит необходимости в существовании такого количества производителей автомобилей. Нам же остается только наблюдать за этими процессами со стороны и желать, чтобы Линкольн и Форд, Крайслер и Додж, Шевроле и Кадиллак не ушли в историю также, как и Меркури, Эдсель, Плимут, Сатурн, Олдсмобиль, Хадсон, Хаммер, Делориан, Понтиак, Пакард, Студебеккер и многие многие другие... А ведь они уйдут...