Считается, что история его началась в 1950 году, когда имя «Каталина»
обозначало что у DeLuxe Eight и Chieftain Eight съемная жесткая крыша.
Pontiac Chieftain Eight Catalina Hardtop Coupe '1950Цельное лобовое стекло было новинкой для модели 1954 года.
В 1959-м году Понтиак выделил ее в отдельную модель авто начального уровня.
1959-1960 года
Автоспециалисты
середины 20-го века отмечали, что Pontiac Catalina была мощнее и
комфортнее конкурентов из Шевроле, Бьика и Олдсмобиля. При этом цена
«Каталины» была на порядок меньше – например, автомобиль от Понтиак с
6,5-литровым двигателем стоил примерно столько же, сколько машина от
Шевроле с двигателем в 4,6 литра. Еще у Pontiac и коробка передач была
лучше…
Базово
этот автомобиль комплектовался ковриками, подогревом сидений,
снек-баром, размораживателем жидкости охлаждения, подсветкой багажника и
«бардачка», салон отделывался винилом – для комфорта владельцев Понтиак
делал очень много…
В
1959-м году Catalina переехала на В-платформу, благодаря чему у машины
стойки стали тоньше, а стекла шире. База – 309,9 сантиметров, полная
длина автомобиля – 543 сантиметра.
Центр
тяжести задней оси был перенесен в качестве эксперимента на 12,7
сантиметров, и этот прием инженеров Понтиак удался: при широком шасси
машина шла плавне и лучше управлялась. Слоган, придуманный рекламщиками
Pontiac — «Wide Track Tiger» — вполне соответствовал действительности.
Основным
двигателем «Каталины» стал V8 объемом 389 кв.дюймов и мощностью в 235
л.с. Коробка передач сначала была трехступенчатая, но потом ее заменила
четырехступенчатая МКПП, которая увеличила мощность двигателя до 280
лошадиных сил.
В
1960-м году Catalina претерпела небольшие изменения в дизайне: решетка
радиатора обзавелась горизонтальными полосами, фонари стали
закругленными. Приятным опционным дополнением стал переносной
радиоприемник «Sportable Transistor».
1961-1964 года
В
1961-м году дизайнеры убрали новую решетку радиатора, вернув старую,
раздельную. Кузов стал легче, но и более угловатым, шасси стали более
безопасными благодаря боковым линиям, заменившим «Х»-образные. Колесная
база увеличилась до 302,2 сантиметра, длина уменьшилась до 5,3 метра.
Двигатель
не изменился, но Pontiac предложил две опции для форсирования мотора.
Не забыл автогигант и о гонщиках: автомобиль мог комплектоваться мотором
мощностью до 348 л.с. с четырехкамерным карбюратором или
Tri-Power-версией мощностью до 363 л.с. Конец года ознаменовался
выпуском блока Super Duty для NASСAR и drag racing.
В
1962-м году Pontiac Catalina стал более округлым, кузов – хардтопным.
Основным двигателем стал 421-й, мощные варианты моторов для гонщиков
тоже вышли в серию.
В
1963-м году «Каталина» обзавелась наклонным рулевым колесом, имеющем
шесть положений для удобства водителя. Также появились круиз-контроль и
радио в форматах ФМ и АМ. Через год производителем для кабриолетов и
хардтопов с двумя дверьми был предложен пакет «Два плюс два» с усиленной
подвеской и сиденьями-ковшами.
1965-1968 года
В
1965-м году Pontiac Catalina становится фастбэком. Колесная база
достигла 310 сантиметров, новая трехскоростная гидротрансформаторная
АКПП Turbo Hydramatic вытеснила старую коробку Roto. Кстати реактор, в
зависимости от того в каком режиме работает мотор, может либо вращаться,
либо блокируется с помощью обгонной муфты. Двигатели в общем не
претерпели изменений.
1967-й
год отмечен появлением скрытых стеклоподъемников и отсутствием спроса
на пакет «Два плюс два» — модели
Понтиак GTO и
Firdebird стоили не
дороже этой опции. В 1968-м году «Каталина» вновь обрела горизонтальные
фары, двигатель не тронули, а кузов чуть-чуть подправили. Незначительно.
1969-1970 года
1969-й
год оказался для Pontiac Catalina значимым: полностью поменялся дизайн,
кузов стал более квадратным, колесную базу изменили на дюйм в большую
сторону. Из опций появились рулевой гидроусилитель, дисковые передние
тормоза, более мощные моторы с трансмиссией Turbo Hydramatic.
В
1970-м году Pontiac Catalina, как и все автомобили Понтиак, получила
новые решетку радиатора и задние фонари. Стандартным двигателем стал
5,7-литровый 350-й мощностью в 255 «лошадок» с двухступенчатым Turbo
Hydramatic 300.
1971-1976 года
И
вновь редизайн – в 1971-м году «Каталина» напомнила автолюбителям
«Крайслер» выпуска 1969-го года: с длинным кузовом, небольшой кабиной и
отсутствием форточек. От прошлогоднего
Firebird Pontiac Catalina взяла
флэш-подтягивающие ручки.
В
1971-м году Понтиак также выпускает модификации Broadham с плюшевым
салоном, доступную в версиях седана и хардкопа (с двумя и четырьмя
дверьми), и универсал «Сафари».
Более
комфортный вариант данной модификации – «Гранд Сафари». Задняя дверь
открывалась и вниз, и в сторону, на приборной панели установили
электропереключатель. Кстати, приборная панель была покоряла простотой и
информативностью: в одном окне отображались датчики, в другом –
спидометр.
Двигателем
для купе и седана выбрали двухкарбюраторный 350-й V8 мощностью в 255
л.с., для универсала – более сильный 400-й. Бензин для двигателей
использовали неэтилированный и с низким октановым числом, что очень
заметно сказалось на мощности автомобилей. Базово стали устанавливаться
передние дисковые тормоза.
В
1972-м году Pontiac Catalina получила новый бампер, который держал удар
на скорости 8 км/ч (через год был принят закон о том чтобы все
автомобили имели такой задел безопасности).
«Каталина» как кабриолет перестала выпускаться.
1973-м
год автомобиль встретил во всеоружии: инженеры Понтика до принятия
закона о безопасности сделали Catalina соответствующей новым стандартам.
Задние фонари стали линзовыми, все круглее становилась приборная
панель, двигатели купе и универсала потеряли в мощности, появилась
возможность регулировать высоту педалей. Шины стали более широкими,
подвеска – более мягкой.
В
1975-м году двигатели всех модификаций «Каталины» еще потеряли
несколько «лошадок»: 400-й теперь тянул на 170 л.с., 455-й – на 200. в
1976-м вновь поменяли радиаторную решетку и сделали фары прямоугольными.
1977-1981-й года
В
1977-м году Pontiac сделал упор на развитие пони кар, сократив
производство полноразмерных автомобилей. Catalina обзавелась бьюиковским
231-м двигателем V6, но универсал Safari сумел сохранить свой V8. В
штате Калифорния производителю пришлось вообще отказаться от своих
моторов из-за введения новых региональных ограничений по выбросам,
поэтому «Каталина» стала оснащаться двигателями конкурентов.
В
1981-м году Pontiac Catalina сняли с конвейера. На смену полноразмерным
мускул карам пришли среднеразмерные пони кар – эстафету от «Каталины»
принял роскошный автомобиль Bonneville.
За период с 1959 по 1981-й года было продано 3,8 миллионов экземпляров Catalina.