Лучшие годы для американских маслкаров
С момента выхода первого маслкара GTO в 1964 на американском рынке прошло четыре сумасшедших года. Сумасшедших для покупателей маслкаров, чьи мечты воплощались в выставочных залах по всех стране, и безумных для автомобильных компаний, которые выпускали с каждым годом всё больше и больше этих чудесных машин. Но вот где-то по пути потерялась сама задумка маслкара, которая состояла в том, чтобы помещать в дешёвые машины лучшие двигатели. Производители ещё и умудрились «загрузить» автомобили стильными и комфортными опциями, и вот стоимость маслкаров уже более $4000.
Маслкары продавались, как горячие пирожки, и никто не замечал, что они становились всё тяжелее и дороже. Том Шоу вспоминает: «Ну, с развитием маслкаров в 60х цены на них скакнули. Появились Mopar, Belvedere, GTX, Coronet RT. И они были недешёвыми! Здесь срабатывал больше фактор престижа, и Mopar был первым, кто обозначил появление на рынке простых машин с базовой комплектацией, стоящих втридорога».
Plymouth Road Runner 1968 года
Plymouth Road Runner 1968
Plymouth Road Runner 1968 года – один из самых важных автомобилей для эры маслкаров. Road Runner важен, так как он вернул производство маслкаров в привычное русло. Целью Plymouth было создать машину, которая разгонялась бы до 100м/ч на дрэге в четверть мили, и продать её по цене меньше $3000. Для почитателей Mopar это был просто подарок с маслкаровых небес. Не то чтобы у корпорации Chrysler не было быстрых разработанных автомобилей. Было и много. Например, машины от Mopar показывали передовые результаты на всех гоночных трассах от Дайтоны до Бонневилля.
На дрэг-гонках wedge кары и могучие 426 Hemi были практически непобедимы. Комбинация больших моторов от «Крайслер-а», помещённых в лёгкие кузова, создавала прекрасные гоночные машины. Но для компании светофорных гонщиков скорости машины было недостаточно, нужно было ещё и выглядеть быстрой.
«Возьмём, например, GTX ’67 – сказочный автомобиль, быстрый, прекрасно выполненный», – замечает Пол Зазарин. – «Так его не могли продать! Потому что у него не было образа. И чтобы представить и продать такой автомобиль, ему нужно было создать образ».
Итак, в 1968 Plymouth сделал ставку на то, что первоначальная идея маслкаров ещё была в силе, и создал машину, согласно оригинальной формуле. Они взяли свой перестроенный автомобиль, убрали с него всё, кроме четырёх колёс и руля. Затем установили улучшенный 383 двигатель. Далее на машине появился ценник, который делал её доступной для всех. Однако Plymouth знали, что им нужно создать образ, поэтому они придумали самую шикарную уловку за всю эру маслкаров. Они назвали новую модель в честь маленькой птички из известного мультфильма, который шёл по утрам каждую субботу. Эта птичка мчалась с бешеной скоростью и сносила двери бедного койота. Задумка была просто гениальная.
Road Runner 1968 года был смелым шагом для корпорации Chrysler – компании, известной прежде всего своими шикарными автомобилями. Несмотря на свою репутацию создателя дорогих машин, в этом случае «Крайслер» сделали акцент исключительно на производительности автомобиля. Однако в глазах американцев производительность ассоциировалась с крупногобаритными, высокотехничными и дорогостоящими автомобилями, напичканными разными излишествами. Детройт и весь мир знали – скорость стоит денег. Чем больше потратишь, тем быстрее поедешь, - так думал мир до 1964 года.
Пол Зазарин вспоминает: «Плимут», «Додж» и вообще все в автоиндустрии наблюдали за тем, как «Понтиак» взорвали мир со своим GTO. Концепция маслкара стала тем, что никто не мог себе представить до того, как «Понтиак» её представил в 1964м. Они добились ошеломляющего успеха. И у других автопроизводителей заняло достаточно много времени, чтобы понять и усвоить, что из себя должен представлять настоящий маслкар».
Автокомпания для молодёжи
GTO создал ажиотаж среди автомобильных компаний, которые теперь пытались сделать машины, способные вызвать интерес на рынке. К счастью для Ford и GM, у их машин были кузова среднего размера, недорогие, спортивные, чего было как раз достаточно для привлечения внимания молодого покупателя. Но у «Крайслер» не было никаких средних спортивных автомобилей. Вместо этого корпорация представляла танки-янки (большие седаны) и нескончаемое количество двухдверных закрытых купе. А вот мощные моторы – неотъемлемая часть любого маслкара – не были проблемой. С 426 Hemi Plymouth Belvedere мог с лёгкостью обходить на гонках GTO или SS Chevelle. Но всё же, каким бы быстрым ни был Belvedere, он просто не был крутой тачкой.
Plymouth Road Runner 1968
Пол Зазарин смеется: «Нельзя просто засунуть двигатель в машину и сказать «Принимайте, ребята!». Молодёжный рынок тяготел к эффектам, и если машина не захватывала дух, то они её не покупали». Положение чётко взывало к новым, нестандартным решениям. А что было более нестандартным, чем выгодный по цене гоночный автомобиль с шикарным внешним видом?
Легендарное уличное противостояние маленького симпатичного Дорожного Бегуна и Койота. Машина стала уменьшенной копией заводского хотрода, и люди сразу же её оценили. Кит Кавень из Лоуренсвилля, штат Джорджия, так описывает этот автомобиль: «Он шёл без какого-либо коврового настила и был очень примитивным. Четырёхступенчатая коробка передач не была опцией, а являлась стандартом. И если хотелось иметь автомат, то приходил доплатить за него $39. У меня даже есть оригинальный стикер, который подтвердит, что за автомат платили больше. Звучит невероятно, но это правда». Пол Зазарин добавляет: «У стандартных моделей было сидение-лавка и резиновый коврик. Вы фактически получали такси с незначительной отделкой и 383м или 426 Hemi двигателем. Я хочу сказать, что всё было очень серьёзно».
Простой Belvedere
В салоне Road Runner-а становилось понятно, каким простым может быть «разобранный» Plymouth Belvedere. Задние боковые стекла даже не опускались, а съезжали на маленьких петлях. Plymouth выставил цену в 2870 долларов, что на $130 меньше их ожидаемой цены в $3000. Одним выстрелом «Плимут» убил двух зайцев – сделал машину, подходящую под стандарты молодой Америки, и занял почётное место на рынке маслкаров. Они буквально заново изобрели масклкар. К середине 1968 года по американским бульварам курсировали, бибикая (звук beep beep был таким же, как и у мультяшного страуса), тысячи Road Runner-ов. Молодёжь полюбила эти машины так же, как и утренние субботние мультфильмы.
Философия простоты, которой придерживались производители Road Runner-ов, распространялась и на доступные двигатели. Стандартным двигателем для новой модели оставался 383, но с несколькими модификациями: большие головки цилиндров от 440го, привод клапана стал мощнее, и специальный ход кулачка давал 335 л.с. при 5200 оборотах. Не стоит забывать и о 410 фунтах на фут крутящего момента при 3600 оборотах с одним карбюратором Carter ABS.
Последовав за классическим стилем Mopar (большой двигатель и лёгкий кузов), Road Runner, оснащённый 383 двигателем был самой выгодной покупкой. Однако когда дело касалось маслкаров, то срабатывало правило – чем больше, тем лучше. Поэтому «Плимут» решили предложить только один альтернативный двигатель – 426й Hemi.
В гоночном спорте Hemi от Chrysler был просто легендарным двигателем. Он приносил победу спортивным и инди-гоночным машинам и на серийных гонках, и на дрэгах с 1951 года. Появившись снова в 1965 году, значок Hemi на решётке автомобиля внушал уважение к его владельцу.
Пол Зазарин комментирует это так: «383й с 335 л.с. – базовый двигатель, а 426й Hemi был опционным. На улице Hemi был настоящим королём. Этот двигатель вообще ничего не трогало. Он и Road Runner вместе создавали очень, очень быструю машину». Уличный Hemi использовал диаметр и ход поршня 4.25?х3.75? и «Крайслер» оценивали мощность этого двигателя в 425 л.с. при 5000 оборотов и 490 фунтах на фут крутящего момента при 4000 оборотов.
Road Runner с Hemi под капотом был совершенным уличным оружием 1968 года. Плимут знали, что базовая «голая» модель Road Runner не удовлетворит все вкусы, поэтому предлагалось несколько опций, добавляющих немного комфорта. За $355 можно было поставить кондиционер. Ещё за $94 каждый – гидроусилитель руля и тормозов. Магнитола с AM радио стоила $195, а круиз-контроль - $53. Круиз-контроль не был доступен вместе с Hemi. Нужно было заплатить даже за спортивные полоски ($15). Единственное украшение, которое шло с базовой моделью, был маленький Дорожный бегун на каждой дверце, хвосте и, конечно же, бибикающий сигнал.
К середине 1968 Road Runner стал таким популярным, что Плимут расширили линейку, добавив двухдверный хардтоп. В первый год было продано 45,000 Road Runner-ов, что было действительно фантастическим успехом для простого седана, построенного вокруг мультяшного героя и большого двигателя. Plymouth вступил в 1969 год с новым планом – сделать Road Runner ещё быстрее и привлекательнее. Популярность модели 68го года подсказала заводчикам, что они были на правильном пути.
Road Runner 1969 года
Plymouth Road Runner 1969
Модель 69го года была даже проще предыдущей. Панель из нержавеющей стали убрана, а единственным внешним изменением служила небольшая модификация решётки. Вместе с успехом Road Runner-а появились и более высокие цены. Теперь базовая модель стоила $2945, а двухдверные хардтопы продавались за $3083. На кабриолет цена составляла $3313. Но даже с ростом цен «Плимут-ы» продолжали покупать в больших количествах.
Один автолюбитель говорит: «Сначала маслкарам нужно было быть только быстрыми. Людям не нужны были стеклоподъёмники, гидроусилители руля и тормозов. Всё, что не касалось двигателя, им было не интересно».
В новый Road Runner добавили более эффективные тормоза и подвеску, более широкие шины и колёса. Под капотом Plymouth-а появилось 375 лошадей, 440й двигатель и трио из двухкамерных карбюраторов Holley. С дублированным 440-Six-Pack-ом этот двигатель стал самым быстрым на дорогах, когда-либо выпускаемых в средних Mopar-ах. Уличный Hemi до сих пор оставался королём джунглей, несмотря на то, что добавлял к стоимости автомобиля более $800.
Том Шоу объясняет: «На гонках Hemi мог пролететь четверть мили за 13 секунд, а если его ещё и прокачать, то это время уменьшиться до 11 секунд».
Roard Runner дал толчок к появлению таких машин, как Judge «Понтиак-а» и Fairlane Cobra «Форд-а». Обе модели пытались скопировать формулу «Плимут-а» - много лошадиных сил за небольшую цену.
Plymouth Super Bee
Plymouth Super Bee
Единственное место, от которого «Плимут» не ждали конкуренции, была их собственная корпорация. В соседнем здании парни из Dodge-а работали над созданием малобюджетного, но быстрого автомобиля, основанного на их линейке Coronet. Они использовали те же сумасшедшие 440 л.с. и 426й Hemi, добавили «полос шершня» на задней панели и назвали новую модель Super Bee.
«Это Road Runner по версии Dodge. Я купил эту машину у отца, который ещё раньше купил её в Бакли, Западная Вирджиния», - говорит владелец «Пчелы», Эндрю Колдвелл. – «Когда я купил её, она выжимала 150 м/ч. Я использовал её с 1984 до 1995 года исключительно на дрэгах. Я сохранил все оригинальные детали машины и в 1995 решил вернуть ей исходное состояние. Когда я смотрю на неё, она возвращает меня в то время, когда на ней ездил мой отец. Это время, которое я никогда не забуду. Поэтому я до сих пор владелец этой машины».
Super Bee выпускались в трёх вариантах: двухдверные купе, хардтопы и базовые модели, которые стоили меньше $3000. Вместе с лошадиными силами «Додж» добавили пружинную подвеску и большие тормоза. Но к сожалению для «Додж-а», они просто не смогли заставить машину сигналить звуком «Бззз». Super Bee выпускалась в ограниченном количестве и вообще не повлияла на продажи Road Runner-ов. Road Runner-ы были безусловным успехом в индустрии маслкаров.
Вершина развития маслкаров
Plymouth Road Runner 1970
1970й стал лучшим годом для маслкаров. Больше лошадиных сил, больше сумасшедших красок, больше всего. Плимут уже выложил все свои карты на стол, выпустив Road Runner с Hemi и 440-Six-Pack. Поэтому в 1970 году они сделали единственную вещь, которую могли, - сделали машину красивее. После успеха 1968-69 годов сложно было представить возможные улучшения для Road Runner-а. Но один взгляд на модель 1970 года показал, что нет предела совершенству. Более рельефные формы и стильные углубления облагородили бока машины, а отверстия задних колёс, решётка и задняя панель впервые получили настоящий апгрейд.
Новая решётка стала лучше забирать воздух и помогала охлаждать большие моторы «Крайслер-а». Маленькая птичка всё ещё украшала бока и заднюю панель машины, она до сих пор стильно бибикала и побеждала на соревнованиях. Под капотом появился новый движок – 440й Commando с одним четырёхкамерным Carter AVS карбюратором. Этот двигатель выжимал 350 л.с. без помощи six pack системы карбюратора. А цена-то была меньше. Commando 440 добавлял к стоимости Road Runner-а $234, в то время как Hemi и 440-Six-Pack стоил дополнительных $841. Плимут также сделал что-то невероятное для 1970 года – снизили цены до уровня 1968 года. Базовая модель стоила всего $2896, хардтоп – $3034, а кабриолет – $3289. Вдобавок ко всему Plymouth ещё и добавили ковровое покрытие. Вариант был беспроигрышный.
Благодаря толчку, который дали Road Runner, Super Bee и Mopar, Chrysler были на подъёме. Их дизайнеры сделали целую эру запоминающейся с помощью сумасшедших цветов и графики. Такие цвета, как слива, гоу манго, саблайм, банан, оранжевый Hemi и другие – стали символами расцвета эры маслкаров. И нет более ошеломляющего символа эры, чем Superbird.
Ford и Mercury выбили Chrysler из колеи в 1969, выпустив машины для спидвеев - Torino Talladega и Cyclone Spoiler. Эти машины были созданы побеждать на гонках Наскара и были на несколько м/ч быстрее из-за своей аэродинамики. Плимут даже потеряли одного из своих гонщиков, Ричарда Петти в 1969 (он перекочевал к Ford-у).
Решение проблемы Plymouth-ом было типичным: либо побеждай, либо сиди дома. Чтобы принять участие в гонках Наскара, Плимут выпустили 1920 машин Superbird – по 2 на каждое представительство компании «Plymouth» в США. Цена на них была более $4300, и это далеко выходило за рамки магических $3000 на обычный Road Runner. Плимут это мало заботило; у новой машины была только одна цель – снова стать победителем. И она стала. Superbird продержалась на гонках один год, пока Ford не начали возмущаться, и правила Наскара не отстранили её от гонок.
Ну а 1971 уже не был, по сути, годом маслкаров, а тем более удачным периодом для Road Runner-а.
Plymouth Road Runner 1971
Один автолюбитель объясняет: «Три вещи способствовали смерти маслкаров: эмбарго на поставки нефти, ужесточённые правила страхования для маслкаров и стандарты токсичности выхлопных газов». Как постаревший спортсмен, Road Runner ’71 набрал вес и стал медлительнее. Его новый базовый двигатель 383й давал 300 л.с. Чтобы компенсировать потери в мощности, Plymouth добавили графики и комфорта, но это уже не была та же машина.
Plymouth Road Runner 1974
Road Runner-ы выпускались в новом стиле до 1974. Последним стандартным двигателем стал 318й. Пол Зазарин вспоминает: «Рынок маслкаров был на пике до 1970 года, а затем пошёл на убыль, и Road Runner стал одним из первых жертв. В 1978 компания пыталась дать то же имя, но другой машине, в качестве украшения, что было не самой лучшей идеей. Несомненно, самыми лучшими временами для Road Runner-а были 1968-1971е годы».
Plymouth Volare Road Runner 1978
Грэг Рейджер добавляет: «Конец наступал постепенно. С каждым годом количество лошадиных сил и степень компрессии уменьшались. Производительность падала. И я пережил это время. Я работал с маслкарами в то время и, скажу честно, мы даже не заметили, как все закончилось. Изменения происходили постепенно в течение пяти или шести лет, пока однажды утром мы не проснулись и не поняли, что маслкаров больше не существует».
Road Runner прожил жизнь как один из самых запоминающихся автомобилей эры маслкаров. Он победил в гонке лошадиных сил в самый разгар появления мощных двигателей и обратил на себя внимание всего мира. Даже сейчас, если услышите привычный «бип, бип!» и шум мотора, знайте, это Road Runner!