Всемирно известная компания General Motors славится тем, что производит автомобили с учетом желаний и потребностей целевой аудитории. У всех автолюбителей свой, индивидуальный вкус и представление об автомобиле-мечте; однако данная фирма действительно смогла удовлетворить даже самых скептично настроенных любителей быстрых и комфортных транспортных средств. Для тех людей, для кого автомобиль – это частичка жизни, компанией был создан Chevrolet – бренд, под которым было выпущено сотни комфортных и удобных автомобилей для повседневной жизни. Те, для кого автомобиль – это элемент стиля, обязывающийся подчеркнуть материальное положение и социальный статус владельца, созданы автомобили под марками Cadillac и Buick. Любители скорости, обожающие слышать рокот мощного двигателя, могут подобрать себе автомобиль из серии Pontiac. Систематизация автомобилей различных классов по маркам дала компании возможность из года в год создавать уникальные транспортные средства, которые, ввиду целевой направленности на определенные категории автолюбителей, будут гарантировано пользоваться огромной популярностью. Но что же делать тем, кто желают иметь в гараже мощный, комфортный и элегантный автомобиль, но не хотят для достижения этой цели покупать 3 автомобиля различных марок? Именно для данной категории автолюбителей был создан бренд Oldsmobile.
Автомобили могут быть доступными, мощными и комфортными одновременно
Неповторимый стиль, поражающая мощность, высочайший уровень комфорта и удобства управления – несколькими незамысловатыми словосочетаниями вполне можно описать практически любой автомобиль марки Oldsmobile. За «рождение легенды» нужно благодарить Рэндса Олдса – именно на его заводе производились первые транспортные средства данной марки, которые сразу же начали вызывать огромный восторг у молодежи. Четыре скорости, двойные выхлопные трубы – элементы первого автомобиля, созданного под известным брендом, никогда не будут забыты. Его название поручили придумать человеку с богатой фантазией – 442 – вот название для легендарного автомобиля, впрочем, можно было его назвать как угодно – все равно инженеры тогда уже сделали все возможное, чтобы он прославился.
Наследие, оставленное первыми автомобилями Oldsmobile
Нужно ли говорить о том, что в период начала развития компании Олдса, которое брало свое начало в 1949 году, автомобили еще не являлись самый удобным, комфортным и быстрым транспортом. Тогда, катаясь на недавно купленном транспортном средстве, по форме кузова чем-то отдаленно похожим на современные автомобили, вполне можно было оказаться «закиданным тухлыми помидорами». Возможность передвигаться не верхом, а сидя в просторном салоне личного автомобиля, тогда было для населения чужда, но марка Oldsmobile эту ситуацию отчасти исправила. Компания Олдса в те годы разработала первый современный двигатель V8 в Америке. Мощность в 135 лошадиных сил была оценена всеми без исключения – мир увидел самый совершенный из тогда существовавших гоночных автомобилей, имя которому, к слову, дали уже приближенное к его классу, однако не слишком элегантное – «Rocket 88».
Oldsmobile Rocket 88
Гонки – это стихия автомобилей Oldsmobile. Одна из первых прославивших эти автомобили гонок была выиграна Красным Байроном в 1949 году – именно после нее началась целая эпоха великих побед. Конечно, чтобы выиграть в гонке, недостаточно просто купить машину – нужны высокопрофессиональные водители; однако объем цилиндров в двигателе и его суммарная мощность – тоже немаловажные элементы для участия в гонках. Со 135 лошадиных сил за короткий период времени мощность мотора, разрабатываемого Oldsmobile, выросла до 202, а объем цилиндров – до 303 кубических сантиметров. Что в те времена смогла дать подобная мощность? Разумеется, огромную скорость на трассе, но двигатели от известной компании обладали и еще одной немаловажной особенностью – они были очень выносливы и устойчивы к различным внешним факторам. К примеру, мексиканская дорожная гонка в 2000 милей была выиграна именно на автомобиле марки Oldsmobile. В течение следующих трех лет с момента создания по-настоящему мощного двигателя Oldsmobile выиграл почти половину фондовых автомобильных гонок по графику NASCAR.
С 1955 года другие автопроизводители, не сговариваясь, ринулись за производство своих версий двигателей V8 – лидерство автомобилей Oldsmobile во многих соревнованиях, видимо, не давало им покоя. Потрудившись, рабочие автомобильных заводов действительно смогли добиться успеха – их моторы смогли пошатнуть успешное положение дел компании Олдса; однако «пировать» им было суждено не долго, так как инженеры Oldsmobile тоже не стали сидеть без дела.: В 1957 году ими была разработана конструкция J2 с еще большим количеством кубических дюймов – их стало 370, улучшенной степенью сжатия – от 9,75 до 1, а также двумя карбюраторами Рочестера. Это увеличило число лошадиных сил до 300, а крутящий момент до 415 футов фунтов – неплохой результат! Компания продолжает выигрывать в заездах вплоть до 1958 года, но потом, в связи с рядом обстоятельств, им пришлось ненадолго оставить свою гоночную карьеру и приступить к созданию обычных автомобилей для повседневной жизни.
Отныне с гонками было покончено – инженерам можно не ломать головы над созданием очередной железки, а сконцентрировать свое внимание на совместимости больших кузовов легковых джентльменских автомобилей и их мощности, которая должна не только позволять машине перемещаться, но и делать это легко и непринужденно. Задача сложная, но, набравшие опыт на создании спортивных двигателей, специалисты свое дело знали – они сбалансировали мощность. В итоге 4000 фунтов тяжелого хрома стали не только ездить без посторонней помощи, но и перемещаться с весьма высокой скоростью – настоящая мечта любителей быстрых и комфортных автомобилей. GM же заострила внимание на компактных автомобилях – они не радовали потрясающим соотношением стиля и функциональности, но зато были недорогими.
Автомобили марки Buick в то время оснащались двигателями V6 – недорогими в создании и обслуживании агрегатами. Транспортные средства от Pontiac очень сильно преобразились и отныне стали оснащаться автоматическим ведущим мостом и переходом привода. Руководители Chevrolet решили занять нишу, где раньше лидировали автомобили Oldsmobile – они решили создать спортивный автомобиль, основой которого станет двигатель V8 с турбонаддувом. Олдс выразил свое недовольство по этому поводу, но сильно протестовать не стал, хотя и публично заявил, что все подобные автомобили от General Motors производятся на основе технологий, впервые воплощенных в жизнь именно его компанией.
Грег Данн из Acworth рассказывал, что когда он оканчивал среднюю школу, он уже обладал огромной страстью к автомобилям, и именно тогда у него появилось первое личное транспортное средство. Он не знает, был ли это банальный кризис среднего возраста или же приступ ностальгии, но автомобиль Oldsmobile для него тогда был очень важен, и он проводил за его рулем – ровно как и под его капотом – очень много времени. Примерно то же самое рассказал и Nick Piccini из Lawrenceville – еще один ценитель автомобилей легендарной марки.
Pontiac, стремясь создать во всех смыслах великолепный автомобиль, заручилась поддержкой GTO. Плодом данного союза стал свирепый зверь – автомобиль с мощностью двигателя 310 л/с, оснащенный цилиндрами объемом 330 кубических дюймов, технологией струйного горения ракетного двигателя, специальной подвеской, карбюратором в четыре ствола, четырёхступенчатой коробкой передач и двойными выхлопными трубами. По авторитету Oldsmobile в данной области это был сильный удар, но его эпицентром стала любовь Олдса к своей компании. Автомобиль, созданный ее инженерами, оказался не способным выиграть в заезде GTO, но шел с ним практически бок о бок. Гонка была проиграна, но, как говорится, проиграть сражение – не значит проиграть войну, Олдс приготовился к ответному удару. Следующий автомобиль от Oldsmobile уже обладал двигателем мощностью 442 л.c. с цилиндрами объемом 400 кубических дюймов.
Возвращение к истокам
Такое количество лошадиных сил в новом автомобиле от Oldsmobile привлекло Кена Хики. Он рассказывал, что буквально влюбился в Oldsmobile 442, а в особенности в его элегантный стиль и потрясающий интерьер – мощность там была явно не единственной «изюминкой». «Это действительно надежный автомобиль, который никогда не оставит своего владельца на обочине заброшенной или какой-либо другой дороги», - поделился своими наблюдениями Кен. Впрочем, за преданность автомобилю нужно отвечать тем же – регулярно проверять агрегаты и не допускать их износа, а в случае появление дефектов незамедлительно производить замену таковых.
Oldsmobile 442 1964
Хорошо настроенный тройной карбюратор может легко составить конкуренцию своему четырехствольному аналогу – именно к этому выводу пришли специалисты из Oldsmobile во время создания очередного автомобиля. Современные технологии того времени позволили компании создать двигатель с мощностью 350 лошадиных сил при 5000 оборотов в минуту и 440 фут крутящего момента. Степень сжатия и клапанный механизм, благодаря опции W30, тоже улучшились. Оценить ресурс двигателя, посмотрев на воздухоочиститель и две большие трубы, а также работающие протоки очень просто, утверждали специалисты компании. Изменился в новом автомобиле и капот, хотя на первый взгляд он не играет никакой роли в спортивном автомобиле. Инженерам пришлось проявить творческий подход, чтобы придать ему желаемую форму, которая должна была позволить ему пропускать в двигатель достаточное количество воздуха. Цена за «легенду» тогда составляла почти $ 4300; однако для ценителей марки высокая стоимость не стала помехой. Например, Грег Данн сказал, что, когда увидел новый автомобиль, он не подумал о том, сколько он стоит, он лишь захотел купить его, и тогда казалось сделать это очень просто. Он приобрел его не для того, чтобы подчеркнуть свой статус или попросту выделиться, - нет, просто, проводя время с этим автомобилем, он чувствовал себя свободным и веселым, ощущал приятное чувство ностальгии.
Oldsmobile 442 1965
Мощный двигатель – это то, что позволяет автомобилю звучно рычать и развивать огромную скорость, но может ли благодаря лишь ему невзрачный с виду автомобиль стать популярным? Конечно, нет. Настоящий зверь должен быть не только сильным, но и элегантным – именно так рассудили специалисты из Oldsmobile. Красные пластиковые внутренние крылья, широкие элементы алюминиевого двигателя, эффектные «совки» на капоте – это именно то, что сделало 442 любимым автомобилем многих коллекционеров и реставраторов.
Oldsmobile 442 1967
1968 Hurst Oldsmobile
Мощные, производительные двигатели – это, конечно, очень хорошо, но не для всех и не для всего. Экология, к примеру, страдает от большого выхлопа газов. В связи с этим, компании Олдса пришлось переработать двигатель 400. Другие автопроизводители пытались бороться с загрязнением атмосферы путем установки в свои новые автомобили функциональных воздушных насосов, но Олдс пошел немного другим путем. Его компания продолжила разработку автомобилей с мощными двигателями – в модели с автоматической коробкой передач устанавливался двигатель с мощностью 325 лошадиных сил, а в модели с механической коробкой передач двигатель с мощностью 350 лошадиных сил, но в то же время сама конструкция была переработана инженерами. Немного постояв у чертежной доски, они опять нашли верный путь к решению проблемы. Говорит автомобильный реставратор: "У меня была эта машина около года назад. Прошлым летом я разобрал ее на части, вновь установил любимый двигатель, и я действительно этим не сделал ничего плохого для автомобиля. Я получил его от женщины, которая была первоначальным владельцем здесь, в Атланте, штат Джорджия.» Этот человек не только переставил двигатель из одной машины в другую, но и сумел изменить сам кузов – ему нравился автомобиль F85, и он решил максимально приблизить образец реставрации к нему. У него получился автомобиль, который, по его мнению, был изящнее и мощнее Chevelle и Camaro тех времен.
Oldsmobile 442 1968
Special Edition Hurst Oldsmobile
442 – это уже совершенно иной автомобиль от Oldsmobile, представитель премиум класса, но в агрессивном кузове и с мощным двигателем под капотом. Этот автомобиль открыл Special Edition – линейку моделей от популярной компании, в которых было практически все, от элегантных крыльев до самых лучших тормозных систем. 442 оснастили великолепным спойлером – такая, на первый взгляд, малозначительная деталь существенно преобразила автомобиль, он стал выглядеть более спортивно. Модель 515 была построена в 1968 году, и весь результат этого небольшого производственного цикла был фактически отдан на откуп бизнеса в городе Лансинг. Все 68 Hurts Olds вышли с конвейера с двигателем 455, которые Олдс не стал помещать в модели 442. Данная модель отличалась тем, что оснащалась W30 с горячей камерой и другими «вкусностями» для любителей быстрых автомобилей.
Oldsmobile 442 Special Edition 1969
У 68 Hurts Olds была особенная «изюминка» - M40 с турбогидродинамической трансмиссией. Охлаждается подобный агрегат посредством вентилятора и радиатора – первый был оригинально соединен со вторым. В связи с данной особенностью конструкции система охлаждения получилась довольно-таки неплохой, вполне способной не допустить перегрева даже в тяжелых условиях эксплуатации. Кроме того, все автомобили 68 Hurts Olds были окрашены в цвет перуанского серебра со специальной ручной росписью и красивыми полосами. Том Шоу отмечает: «Hurts Olds – это не просто королева красоты в облике спортивного автомобиля, а свирепый зверь, под капотом которого находится двигатель с объемом цилиндров 455 кубических дюймов.». Для наглядности приведем его максимальную скорость – 108 миль в час.
В 1969 году компанией были разработаны новые головки цилиндров – с их помощью выпуск отработавших газов производился по абсолютно другой схеме. Двигатель отныне стал «дышать» с помощью двух огромных «совков» на капоте и специального стекловолокна. Теперь Oldsmobile предложила алюминиевый впускной коллектор и заднюю центральную ось, изготовленную из алюминия. Улучшение гоночного двигателя W30 442 закончилось в 1970-м году, когда его ресурс инженеры смогли использовать полностью.
Oldsmobile 442 1970
Данный автомобиль и по сей день ценится в кругах реставраторов. Чем он выделяется среди остальных? В первую очередь оригинальным интерьером – для того чтобы придать этому автомобилю первозданный вид нужны большие деньги, но ценителей легенды это нисколько не пугает: на процесс восстановление требуется около года, но реставраторы отмечают, что работа действительно стоит того. Это один из самых прекрасных автомобилей Oldsmobile – роскошный, мощный, потрясающе легкий в управлении и, конечно же, невероятно красивый.
Окончание эры мускул-каров
По окончании 1970-го года с конвейера Oldsmobile стало сходить куда меньше «рычащих» автомобилей: производство мускул-каров стало не совсем законным – регламент выброса в атмосферу отработавших газов никто не отменял. Новая степень сжатия, крутящий момент в 375 фут, 3800 оборотов в минуту – поразительные технические характеристики нового двигателя, к сожалению, не смогли привить любовь к моторам полиции и страховым компаниям. Олдс понял, что теперь заниматься разработкой новых, более мощных моторов не имеет никакого смысла. Компания занялась разработкой простого автомобиля.
Oldsmobile 442 1971
Oldsmobile 442 1972 Indy 500
Линда Вон, мисс Hurst Gold Shifter, говорит: "Мой любимый автомобиль из Hurst Oldsmobile был 1972 Инди 500 пейс-кар. Реставратору невероятно понравилась модель '72 пейс-кар, но он отмечает, что является владельцем двух других транспортных легенд от Oldsmobile – это модели '75 и '79. Он катается на данных автомобилях возле своего дома, но отмечает, что намного больше ему пришелся по вкусу '57 Chevrolet, удовольствие от владения которым реставратор сравнил с первым поцелуем. Другой любитель марки Oldsmobile является фанатом CBR 600, и в разговоре часто упоминает, как это транспортное средство подарило ему целый букет новых ощущений, когда они мчались по автостраде с дико рычащим двигателем. Еще один реставратор сказал, что процесс восстановления любого автомобиля от Oldsmobile – это огромная череда приятных моментов, и он желает, чтобы этим не прекращали заниматься еще, как минимум, целое столетие.
Магия 442
Легендарный 442 официально не выпускается уже очень давно, но это по-прежнему один из самых мощных и красивых автомобилей. Конечно, мы не увидим хоть одну новую модель, только что сошедшую с конвейера, но коллекционеры и просто ценители марки очень бережно хранят оставшиеся экземпляры, и поэтому легенда всегда будет жить. Пусть в одиноких гаражах, а не на автострадах, но мир никогда не забудет четырехствольные карбюраторы, двойные глушители и турбогидродинамические трансмиссии, впервые появившиеся на автомобилях легендарной марки. Ведь, уже к 1980 году славное имя 4-4-2 ушло в историю, на смену пришла Aurora, которая даже и близко не могла заменить предшественника.
1970 Oldsmobile 442 Convertible