В 60-е годы репутация Понтиак, как производителя мощных автомобилей прочно закрепилась во всех классах, где присутствовали автомобили дивизиона. Это и автомобильные гонки, и профессиональный дрэг, и уличные гонки со светофоров... Большинство, кстати, последнее. В то время, особой популярностью пользовались горячие версии Pontiac Catalina и Ventura. Однако, в планах оставалось производство автомобиля, который смог бы воплотить в себе роскошь, производительность и стиль. Это должен был быть флагман марки.
Что интересно, у прямого конкурента Ford уже был такой автомобиль - Ford Thunderbird, или, как его любили называть T-bird, как раз создал класс personal luxury car нескоькими годами ранее - в 1958. Маркетологи быстро поняли, что машины этого класса пользуются большим и устойчивым спросом, и Понтиак вполне мог бы получить свою часть рынка. Надо было только создать модель, которая смогла бы превзойти конкурента в лице T-bird.
Однако, спустя немногим более полувека, автомобильные историки затрудняются ответить, как именно появился Grand Prix - так как не осталось каких ллибо предсерийных моделей, прототипов или концептов вообще. Известно только следующее. Скорей всего свое начало Гран При берет от модели 1957-58 Bonneville. В 1959 году Bonneville получил 2 дюйма к колесной базе и 9 дюймов к общей длине. Рисунок слева обнаружил несколько лет назад историк Pontiac John Sawruk, который полагает, что это и есть первое изображение Grand Prix. В нем отчетливо просматриваются конткуры 1959 Ventura, вкупе с оригинальной крышой, которая однако все же пошла в производство в несколько ином виде. Согласно сведениям от Джона Саврука, один давний дизайнер GM подтверждает, что как минимум один Ventura с кузовом под номером 2347 был построен в 1959 году. Его оригинальная крыша была построена из стеклопластика и использовались специальные задние боковые окна. Линия крыши, однако, была построена с оглядкой на автомобили Ford. Но на машине 1960 года, которую обнаружили на заброшенной свалке в Нью-Йорке, автомобиль выглядел уже немного иначе.
В конце концов, в 1962 году все это вылилось в то, что нам известно по B-body для полноразмерных купе. Именно основываясь на этой машине, все следующие Grand Prix имели похожую форму. К этому времени постройка машины была окончательно закончена, и, несмотря на то, что она имела общую платформу с Catalina/Ventura, между моделями было очень много различий.
Появившийся двухдверный хардтоп был построен несколько в ином ключе. В то время стоимость складывалась из размера и количества хрома на кузове. Поэтому, Понтиак практически полностью отказалься от боковых хромированных молдингов, за исключением самой нижней части. Спереди радиаторная решетка была сделана в уникальном стиле - имитация гоночного клетчатого флага. Однако передний и задний бамперы оставались полностью хромированными. Как и передняя решетка.
Внутри автомобиль был сделан в спортивном стиле, но с нотками роскоши: тахометр, задние динамики, специальная отделка салона, панели и кресел.
Однако, что интересно, новый роскошный хардтоп по-прежнему носил имя Ventura. Похоже, что название Grand Prix было отложено для нового E-body кузова, который на 1962 год находился в стадии разработки. В 1963 году Cadillac отказывает от новой платформы для своей модели La Salle II. В конце концов E-body получает Buick Riviera. Pontiac же не получает ничего, и руководство решает продолжить строить роскошные автомобили на старой платформе, сменив имя Ventura на Grand Prix.
Общее впечатление от нового автомобиля было поразительным. Grand Prix был на дюйм ниже своих собратьев по B-body, хотя, из-за отсутствия боковой линии хрома, визуально казалось, что GP ниже много больше, чем дюйм. К тому же, большое разнообразие двигателей должно было помочь привлечь максимально возможное количество покупателей. Базовым шел 389 блок с четырехкамерным карбюратором на 303 лс с трех или четырех ступенчатыми трансмиссиями. Можно было заказать и дефорсированную версию этого блока с двухкамерным карбюратором и уменьшенной компрессией на 230 лс. Но такой вариант был возможен только с автоматом.
На ступен выше стоял Tri-Power389 блок на 318 лс при 4600 об в мин с 10.75:1 степенью сжатия и с как ручной, так и автоматической трансмиссиями.
Далее стоял 425-A Trophy V8 series, отличающийся от своих собратьев по 389 блоку нижним боком с ребрами жесткости, четырехболтовым креплением клапаннх крышек и иными кулачками. Четырехкамерная версия развивала 333 лс, а в случае с Tri-Power 348 лс. В это же время начался выпуск 421 двигателя Super Duty, но известно, что только 16 Grand Prix было выпущено с этим двигателем. И из них до нашего времени дожил только один - владелец Аллан Карцман из Скоки, штат Иллинойс.
Но и здесь возникла определенная путаница. Фред Симмондс, представител Понтиак в Орландо говорит, что в самом конце 1962 года вместо 389 двигателя серии 425 А, который был снят с производства, устанавливали только 421s блок. Любопытно, что при этом он развивал всего 320 лс, а у производителя и вовсе имел код 29J, который не был включен в список двигателей вообще. Всего было 75 таких двигателей, и известно, что 67 машин вышло с ''неправильным'' двигателем. При этом эти автомобили не имели какого-то упорядоченного цвета или серии, были в разных комплектациях, но все имели автоматическую трансмиссию. В общем, очередной подарок для коллекционеров автомобильных странностей.
1962 Pontiac Grand Prix
В 1962 году было построено 30195 Grand Prix. Все с кузовом хардтоп. Но для выставки был построен один кабриолет, получивший имя X-400, ставшее третьим в этой линейке. До этого X-400 был построен на базе Bonneville для 1959 и 1960 годов. Новый же кабриолет был блестяще красным и с белым откидным верхом. Прямоугольные фары с хромированной сеткой, специальный капот с жалюзийными выштамповками, уникальный выхлоп и фибергласовая крышка сзади сидений визуально отличали от остальных моделей марки.
Интерьер же также имел множество пользовательских отличий: рулевое колесо отделано деревом, тонкие сидения, тахометр, часы, радио. Также имелся специальный переключатель, позволяющий регулировать громкость выхлопа путем открытия-закрытия специальных клапанов в выпускной системе.
Под капотом установлен 421 блок с 6-71 турбиной от Corvette, что позволяло 4750 фунтовую машину разгонять на квотере за 14,93 на скорости 97,78 миль в час.
1963 Pontiac Grand Prix
В этом году GP приобрел более угловатый и современный вид, нежели годом ранее. К тому же, автомобильные энтузиасты и даже дилеры Pontiac в 1977 году считают 1963 год - годом зарождения модели. Однако, нет никаких сомнений, что этот модельный год является очень желанным для многих любителей и коллекционеров. Чтобы дистанцировать модель от Catalina, Понтиак делает круглые фары вертикально друг над другом с одной горизонтальной хромированной полосой в полости решетки. Это оформление фар станет визитной карточкой многих поделей на протяжении нескольких лет. Особенно, что касается GTO. Боковая часть автомобиля оставалась по-прежнему чистой, за исключением молдингов внизу и колесных проемов. Крыша для 1963 года была уникальной, с вогнутым задним стеклом и S-образными стойками. задняя часть получила большой хромированный бамрер, специальную хромированную полосу, удачно скрывающую задние фонари и крылья с острым ребром.
Общественность очень тепло встретила рестайлинговый Grand Prix 1963 модельного года, и, производство подскочило до 72959 единиц, что было практически вдвое больше, чем годом ранее.
Двигатели изменились. Базовым оставался все тот же 389 блок на 303 лс и 230 лс, а также 313-сильный Tri-Power 389. А вот вместо 389-425А в строй встал 421 HO блок с четырехкамерным карбюратором и степенью сжатия 10.75:1, выдающий 353 лс и 455 фунтов на фут. Топовым стал 421 HO Tri-Power на 370 лс и моментом в 460 фунтов на фут, который практически никого не боялся на улицах.
Однако, известно, что 421 Super Duty был замечен под капотом и 1963 модельного года. Всего были построено три автомобиля: один с 390-сильным четырехкамерным карбюратором для NASCAR, и два с 405-сильным двигателем с двойным карбюратором и алюминиевым впуском. К сожалению, ни один до сегодняшнего дня не дожил.
Также Понтиак построил и очередную версию X-400 для выставки, поскрасив ее в перламутровый желтый цвет, оснастив также уникальной выхлопной системой, рулем, отделанного деревом и другими опциями 1962 года. КРоме того, была установлена спецификация 4-71 421 Corvette, что конечно же положительно сказывалось на мощности.
1964 Pontiac Grand Prix
Pontiac Grand Prix 1964 модельного года стал логическим продолжением 63 года. Вместо того, чтобы начинать все с чистого листа, как иногда делали производители в те годы, Pontiac решает оставить все как есть, использую двухгодичный цикл жизни модели: в первый год старт, второй год продолжение выпуска с мелкими правками и на третий год цикл начинается снова.
В целом изменения коснулись только оптики и небольших правок по кузову. В салоне история та же.
389 блок с четырехкамерным карбюратором и механической коробкой переключения передач стал на 3 лс мощнее, выдавая теперь 306 лс. С автоматической коробкой мощность оставалась прежней. 230-сильный 389 блок с низкой степенью сжатия предлагался по-прежнему только с автоматом.
В этот раз 421 Super Duty был снят окончательно с производства из-за запретра GM участвовать в гонках своим подразделениям, что привело к господству Chrysler в автогонках. Но и в этом был свой плюс - инженеры Pontiac стали больше акцентировать внимание на ''уличной'' составляющей своих автомобилей, что не могли не оценить фанаты уличных гонок. Именно двигатели от Понтиак считаются одними из лучших в те времена.
Остальные двигатели стали несколько мощнее, нежели в 1963 году. 389 Tri-Power выдавал 330 лс и момент в 430 фунтов на фут. Четырехкамерный 421 блок развивал 320 лс и момент в 450 фунтов на фут. Несмотря на немного меньшую мощность, старший брат звучал лучше, но характеры у обоих блоков были в принципе похожи. Были также 421 блок Tri-Power на 350 лс и топовый 421 НО на 370 лс и момент в 460 фунтов на фут. Это был действительно мощный и жесткий двигатель, особенно в паре с механикой.
Также появился и темно-бордовый Х-400, снискавший очень большой успех на Международном автосалоне в Нью-Йорке. В 1966 году Grand Prix и GTO практически без изменений использовали общие дизайнерские решения Х-400. Но, GP продолжает преследовать рок не совсем обычных решений. В то время, один очень крупный дилер Pontiac в Майами захотел подарить машину жене в подарок. Однако, она не хотела себе двухдверный хардтоп. Так получилось, что этот дилер был очень хорошим другом президента GM Эллиотта ''Питта'' Эстеса. Последний использовал все свое влияние, чтобы протолкнуть через бюрократические проволочки заказ друга. В итоге, четырехдверный хардтоп Catalina по длине был урезан до Grand Prix. Это единственный четырехдверный хардтоп GP. Для выполнения заказа были использованы специальные решения (ведь это же завод, а заказ штучный, с конвейером сделать такое намного сложнее), особенно для интерьера. Последний получился полностью уникальный. Увы, неизвестно, каким двигателем комплектовался тот Grand Prix, и что с ним стало.
Продажи Гран При упали примерно на 10 тысяч единиц в 1964 году. Во многом это связано с появлением Catalina 2+2, спортивного купэ и кабриолета последнего, а также появлением нового T-birda (63810 против 92465). В принципе, дела у одноклассников шли также неважно: Chrysler 300, Buick Riviera, Oldsmobile Starfire и Jetfire продавались значительно хуже.
1965 Pontiac Grand Prix
1965 Grand Prix стал основываться на совершенно новом шасси с 121 дюймовой колесной базой, которая была снова совместной с Catalina. Новый облик стал мгновенно узнаваемым как GP: вогнутое заднее стекло, скрытые задние фонари и оригинальная решетка остались, но были интерпретированы по новому.
Форма кузова еще больше стала напоминать бутылку Coca Cola, а ушловатось машин 1963 года снова вернулась в небольших деталях. Теперь Grand Prix выглядел как большой седан Bonneville, но, им конечно же не являлся. Новый GP был ориентирован в первую очередь как роскошный автомобиль, и только потом речь шла о производительности. Учитывая, что были такие автомобили, как GTO и Catalina 2+2, то, возможно, и не было необходимости отстаивать право на производительность.
С технической части было очень много изменений. В первую очередь изменилась конструкция головки блока цилиндров и впускной коллектор. Стандартным был 389 двигатель мощностью 333 лс, однако, если ставилась автоматическая трансмиссия, то мощность уменьшалась до 325 лс. Также благодаря использованию 066 кулачков вместо ''горячих'' 067 и снижению степени сжатия до 10,5:1 позволяли выдавать также и 256 лс. Была доступна и недорогая опция Tri-Power, которая повышала мощность до 338 лс.
Верхним стал 421 блок с четырехкамерным карбюратором, выдающий все те же 338 лс, как и 389 Tri-Power. 421 Tri-Power развивал 353 лс, а в версии HO все 376.
Самой большой новостью стала замена трансмиссии. Двухскоростной ''Slim Jim'' Hydramatic уступил свое место новому M40 Turbo-Hydramatic 400. Год назад эта коробка была эксклюзивом только для Cadillac, но в 65 году она стала фигурировать и под капотом других автомобилей. Это существенно улучшило производительность и ресурс, которые были слабой стороной худого Джима. Хотя 1965 год закончился значительным снижением, новая трансмиссия была воспринята на ура, и только 1973 машины из 57881 были куплены с ручной коробкой.
В этом году X-400 или каких либо других концептов не было. Все основное внимание было сосредоточено на модели Pontiac GTO.
1966 Pontiac Grand Prix
Следуя двухлетнему циклу изменения модели, GP получил иные переднюю решетку и заднюю панель. Стала ли машина более привлекательной - это вопрос вкуса, но, по мнению многих, линии стали чище и красивее, нежели в 1965 Pontiac Grand Prix.
Двигатели остались без изменений, за исключение 389 блока мощностью 338 лс, который был снят с производства, т.к. было неразумно иметь практически два идентичных по мощности двигателя на одной модели. Производство продолжает падать, и на конец 1966 года было выпущено 36757 автомобилей, из них всего 917 с механикой.
1967 Pontiac Grand Prix
Этот год стал значимым для GP по целому ряду причин. Только в этом году был предложен кабриолет на базе Grand Prix, а внешне, Pontiac получил полностью новое оформление ниже поясной линии. Кроме того, в линейку двигателей внесли некоторые изменения.
1967 год также делит общую платформу с Catalina, но, теперь модели выглядит несколько по иному. И, если передняя часть была отсылкой к соплатформенной модели, то задние целевые фонари были похожи на те, что ставили на GTO и Firebird того же года.
389 и 421 блоки получили прибавку в обьеме и стали называться 400 и 428. Кроме расширения, блоки получили новые головки цилиндров с увеличенным диаметром впускных клапанов до 2,11 дюймов и 1,77 для выпускных. Руководители Pontiac утверждали, что поток воздуха увеличился от 30 до 35 процентов по сравнению с прошлым годом, а новая конструкция превосходила все ранее известные двигатели, в том числе и Super Duty.
1967 год стал также первым годом без легендарной индукционной системы Tri-Power. Grand Prix вместо тройной двухкамерной системы получил четырехкамерный карбюратор Quadrajet. В плане производительности ничего не изменилось, а вот настраивать двигатель стало значительно проще.