Oldsmobile один из старейших автомобильных брендов США да и всего мира. Большую часть своего существования принадлежал GM. За все 107 лет было выпущено 35 млн. 200 тыс. автомобилей. Причем, половина из них на заводе Лансинг, в Мичигане. В 2004 году отделение было закрыто, и пока планов по оживлению славного имени нет.
Комнаия Olds Motor Works была основана в 1897 году в Мичигане Рансом Олдсом. В 1901 году вышло 425 автомобилей, что на тот момент было самым большом тиражом. В течение нескольких следующих лет Олдсмобил был самым продаваемым автомобилем в Штатах. Однако затем компанию последовали финансовые трудности и Рансом Эли Олдс покинул ее, основав В 1907 по начальным буквам своего имени новую компанию - REO Motor Car Company. О последней мало кто что знает, ну а Oldsmobile в 1908 году приобретает Дюрант, владевший GM.
С 1901 по 1904 гг Curved Dash стал первым серийно выпускаемым автомобилем (а не Ford Model T). В это время у компании Olds все шло слишком хорошо - было готово много прототипов, которые подготавливали к запуску на конвейере. И кто знает, как бы развивалась компания, если бы не пожар. Завод сгорел дотла, однако, двое рабочих рискуя жизнями спасли модель Curved Dash. В итоге, завод был отстроен заново, а производитель выпускал только эту модель.
Oldsmobile Curved Dash
Примечателен факт, и многие автоэнтузиасты и любители автомобилей его знают, что изначальное имя было ''Автомобили Олдса''. Но, стремление к сокращению в разговорной речи родило в итоге известное нам название - Oldsmobile. Auto по дороге потерялось, но всем итак было понятно, о чем речь.
Звездным для компании стал 1910 год. У GM дела шли очень неплохо, что позволяло вводить в производство новые модели. Так появился Limited Touring. Оснащенный 42 дюймовыми колесами на классических белых шинах, с двигателем в 11,6 литра мощностью 60 лс и стартером от Бош, он стоил 4800 долларов. За эту стоимость можно было купить небольшой дом. Помимо всего, машина комплектовалась спидометром, часами, полным лобовым стеклом, подножками, и могла везти пять человек - что было редкостью, учитывая, что тогда в ходе были двухместные машины.
Oldsmobile Limited Touring
В 1929 году GM решил продавать свои люксовые машины под брендом Viking через сеть Oldsmobile. Но, видимо Великая депрессия привела к тому, что уже через год производство Викингов было прекращено.
В 1937 году Oldsmobile был пионеров в области строения автоматических трансмиссий. Тогда была запущена т.н. четырехступенчатая безопасная автоматическая коробка передач. На самом деле ее построил Buick, и она все же была полуавтоматом, а выбор передач происходил следующим образом: водитель выбирал либо низкий (первая и вторая шестерня) либо высокий (первая, третья и четвертая передача) диапазоны. После выбора диапазона достаточно было нажимать педаль сцепление, и машина сама переключала передачи. В 1938 году Buick применил данную трансмиссию на своих моделях. Однако через два года, в 1940 году Oldsmobile представил Hydramatic - полностью автоматическую четырехступенчатую коробку переключения передач: не было ни педали сцепления, ни всяческих ''диапозонов''. Рычаг коробки находился на рулевой колонке.
С 1941 по 1996 года Олдсмобил использовал цифры в наименованиях своих некоторых моделях: так, первая (6-9) означала размеры, а вторая (6 или 8) количество цилиндров.
Последний довоенный Олдс сошел с конвейера 5 февраля 1942 года. В дальнейшем, завод выпускал орудия, снаряды и прочее для нужд армии. Гражданское производство было налажено только 15 октября 1945 года. Завод продолжил еще некоторое время выпускать довоенные модели 1942 года.
В 1949 году Oldsmobile представил конструктивно иной двигатель V8 под названием Rocket. Он сразу полюбился тюнерам и покупателям, т.к. выдавал намного больше мощности, чем двигатели других производителей. Вплоть до середины шестидесятых он выпускался без каких либо особых изменений.
Oldsmobile Rocket 88
К середине 50-х у автомобиля сложился устойчивый стиль, навеянный названием их мощного двигателя Rocket - большая широкая открытая решетка радиатора, навеянная авиационной тематикой. В эмблеме появился глобус. Это была эпоха начала освоения космоса, и говорить об этом было модно. Помимо всего, Олдс использовал фонари в стиле Jet Pod, а их лобовое стекло (наряду с Buick и GM) стало цельным, а не разделенным на две части. Да и крыша с 1949 года стала полностью жесткой. В 50-х автомобили Oldsmobile были очень стильными и модными. В конечном итоге многое из того, что исользовали некоторые подразделения GM, стали использовать все производители (например, цельное лобовое стекло).
Неудивительно, что самая ходовая модель той эпохи - Oldsmobile 88 - получил несколько модификаций - Dynamic 88 и Highline Super 88.
Oldsmobile 88 1955
Модель Holiday шла с складной жесткой крышей, а Fiesta - представляла универсалы. В 1999 году модель 88 наконец ушла на покой. Наряду, например, с Ford Mustang или Chrysler New Yorker - это была одной из самых долгих моделей, выпускавшихся в США.
В 1957 году GM потерял свое лидерство, уступив его Chrysler с их новым дизайном "Forward Lock". Проблема Buick или Olds была в том, что их дизайн содержал т.н. крышу Strato - из-за которой обзорность была очень неважной. В итоге GM в спешном порядке провел редизайн.
В течение 50-х и ближе к их концу начался спад автомобильной промышленности. К тому же GM потеряв лидерство решился на кардинальные перемены. Если сравнить автомобили до глобального редизайна и после - ничего общего. Появились сдвоенные двойные фары, ставшими в итоге фирменными на многие многие годы. На моделях 88 спереди было две хромированных полосы, на Супер 88 - три, а на 98 - три и разделение в центре. Центральная фальшрадиаторная решетка, которая на самом деле состояла из двух, правой и левой - появилась несколько лет спустя. Сзади же машина была массивной и имела вертикальные задние фонари. И хром - хром был в модже.
Oldsmobile Dynamic 88 1960
Дизайнер Форда Алекс Тремулис (дизайнер 1948 Tucker Sedan) высмеял Oldsmobile 1958 модельного года, рисуя карикатуры как на машину, так и на машине. Другой дизайнер Форда купил себе Олдс, и переделал надпись Oldsmobile на Slobmodel, как напоминание коллегам о том, что такое плохой дизайн. Удивительно, но это люди, которые были ответственны за провал проекта Edsel - и не переживали по этому поводу, но имели смелость смеяться над конкурентом. Как будто у Ford дела шли хорошо.
Oldsmobile 98 1958
В 1959 году появились версии фастбек и спорт седан, с плоской крышей и без боковой стойкой между передними и задними дверями. На модели 98 стали доступны двухскоростные электрические стеклоочистители, появился электрический привод омывателя стекла и собственно, опускания самого стекла. На модели 88 предлагались еще вакуумные омыватели. В это же время с завода пошли предустановленные кондиционеры и механический привод передних сидений.
В 1960 году ребра задних крыльев были смягчены, а фонари переехали на нижнюю часть.
В 1960-х автомобили Oldsmobile, Pontiac и Buick стали конкурировать друг с другом, иерархия GM стала исчезать. В это время у GM появилось много всего интересного: это и первый турбированный двигатель (1962 год) Turbo Jetfire, первый современный передний привод, произведенный в США (его примерил на себе Toronado 1966 года), универсал Vista Cruiser имел прозрачную крышу, а в стане мускул каров появилась культовая модель Oldsmobile 442 - которую не хотел только ленивый. С 1962 по 1964 года использовалась эмблема, напоминающая взлетающую ракету. Позже ее использовали только на самых больших Олдсах.
Отдельно кратко пробежимся по всем моделям Oldsmobile 60-х годов.
Oldsmobile 442
Oldsmobile 442 (1964–1980. как модификации и до 1991 году. подробнее в статье о 442) - появился в 1964 году как мускул кар. Сокращение означало следующее: 4 - четырехкамерный карбюратор, 4 - ступенчатая коробка передач и 2 - выхлопа на родительской модели F-85/Cutlass. В 1965 году, чтобы конкурировать с Pontiac GTO, оригинальный 330 CID V8 мощностью 310 л.с. (231 кВт) был заменен новым 400 CID V8 мощностью 345 л.с. ( 257 кВт). В этом году название 442 значило уже другое: 4 - четырехкамерный карбюратор, 4 - четырехсотый двигатель, и 2 - двойной выхлоп. В 1968 году 442 стал самостоятельной моделью и двумя годами позже получил еще более мощный двигатель - 455 CID (7,5 л).
Oldsmobile Cutlass 1970
Oldsmobile Cutlass (1961-1999) среднеразмерный автомобиль, был бестселлером Oldsmobile в 70-80-х гг. В 1966 году появился Cutlass Supreme - четырехдверный хардтоп седан с более мощным 330 CID Jetfire Rocket V8 на 320 л.с., нежели обычные F-85/Cutlass и имел более роскошный интерьер и разные изменения по кузову. Годом позже появились также двухдверный хардтоп, купэ, кабриолет и четырехдверный седан. В качестве опции появился двигатель 6.6L 400.
Oldsmobile F- 85
Oldsmobile F- 85 (1961-1972) - компактный седан, купэ и универсал, имевший под капотом алюминиевый V8 215 CID в период с 61 по 63 года. В 1964 году появился обычный чугунный V6 и V8. Cutlass, который изначально был люкс версией F-85 стал с 1964 окончательно самостоятельной моделью. F-85 были самыми дешевыми Oldsmobile.
Oldsmobile Vista Cruiser
Oldsmobile Vista Cruiser (1964-1977) - увеличенная версия Cutlass универсала, база которого была растянута до 120 дюймов (вместо 115 стандартных), а с 1968 и по 1972 и до 121 дюйма. Отличительной особенностью машины были: увеличенная высота крыши сзади, стеклянные фонари над задней частью сидений, небольшие мансардные окна над задними окнами грузопассажирских версий. С 1965 по 1970 был флагманским универсалом Олдсмобил. В третьем поколениее 73-77 уже утратил свою индивидуальность и был не более чем опцией.
Oldsmobile Starfire
Oldsmobile Starfire (1961-1966) - спортивный и роскошный седан, купэ и кабриолет на базе 88. Основные отличия от других моделей - интерьер с кожаными сидениями и центральная консоль с наполным рычагом КПП, усилители руля и тормозов. Был оснащен самым мощным двигателем Rocket V8 Oldsmobile: с 1961 по 1964 мощностью от 330 до 345 л.с. ( 257 кВт) , а также с 1965 по 1966 - 425 CID Super Rocket V8 , мощностью 375 л.с. (280 кВт ) .
Oldsmobile Jetstar I
Oldsmobile Jetstar I (1964–1966) - это бюджетная версия Starfire. Прямой конкурент - Pontiac Grand Prix. Стандартный двигатель - 394ci Starfire мощностью 345 лс. В версии спорт весил 4028 фунтов и в 1964 году было выпущено 16084 машины. Неформальное, иное название: ''звездный огонь для бедных''. Появление Pontiac GTO и Oldsmobile 442 ''уронили'' выпуск в 1965 году до 6552 машины. При внимательном рассмотрении цен получалось, что машина и не была такой дешевой: стартовая цена 3602 доллара, а дальше шли опции, поднимающие цену до небес: 107,50 - усилитель руля, 43,00 - улучшенные тормоза с усилителем, 242,10 - коробка автомат. Итого 4000. Добавив 148 долларов - можно было купить флагманский Starfire, который все это имел в базе и предлагал также кожаный салон. Но машина на самом деле была очень мощной: в 1965 году она сбросила в весе (до 3963 фунта), под капотом стоял 425 двигатель мощностью 370 лс и моментом в 470 фунтов на фут. Много ли это? Pontiac предлагал такую мощность в своих топовых версиях с опциональным двигателем 421 HO Tri-Power. Новая коробка передач Oldsmobile Turbo Hydra-Matic давала огромное преимущество, особенно по сравнению с предыдущей Hydra-Matic.
Oldsmobile Delta 88
Oldsmobile Delta 88 (1965-1989) - полноразмерный автомобиль среднего уровня, пришедший на замену Super 88. Особенно популярной оказалась версия Dynamic 88, которая предлагала большое количество разнообразных кузовов. В конце концов эта версия была переименована в Delmont 88 в 1967 году. В 1968 году появилась топовая версия Delta - Royale. Обычная Дельта долгое время оставалась очень популярной. Несмотря на то, что выпуск Дельта был прекращен в 1989, до 1999 года имя Дельта использовалась в сочетании с версиями 88.
Oldsmobile Toronado
Oldsmobile Toronado (1966-1992) - переднеприводное роскошное купе. Это самое большое и мощное переднеприводное купэ тех лет и одним из первых оснащался автоматической коробкой передач. Оригинальный Toronado приводился в движение 425 двигателем Super Rocket V8 мощностью 385 лс в паре с трехступенчатой Turbo Hydra-Matic.
В 70-80-х гг продажи пошли вверх. В 1985 году было продано 1066122 автомобиля. Серия Cutlass становится лучшей к 1976 году, а высокое качество и надежность Rocket V8 способствовали высоким продажам. В начале 80-х Oldsmobile занимал третье место, пропустив вперед только Chevrolet и Ford.
Однако GM был бы не типичным американским производителем, если бы все не испортил. В то время все его подразделения имели собственные V8, и у каждого свой, и стандартным шел 350 двигатель. В 1977 году спрос превысил предложение, и GM решает под капот Oldsmobile ставить Chevrolet 350. Однако для покупателей был шок, когда они впервые начинали ремонтировать машину и обнаруживали, что купленные запчасти к Rocket V8 не подходили к Chevrolet 350. Большинство покупали Olds именно из-за их двигателей. В итоге GM оказался в кошмаре.
После этого случая GM заявлял, что все Oldsmobile оснащались V8 от разных подразделений. Для того, чтобы в будущем избегать таких проблем, производитель решает скрыть уникальность двигателей, поменяв их название, например, с GM-Oldsmobile на простое GM Powertrain. Хотя эти меры и не спасли от упадка продаж машин с Chevrolet 350.
Oldsmobile представил также два дизельных двигателя: один V8 5,7 литров для Delta 88, Cruiser и 98. И второй 4,3 литра для Cutlass Salon и Cutlass Supreme/Cutlass Calais. Уникальность двигателей была в их технологичности: иное литье, более тяжелое, свечи накаливания работали быстрее, имелись усиленные коренные подшипники. Но были и проблемы из-за низкого качества дизельного топлива: вода убивала форсунки, парафины засоряли топливные магистраль и фильтр в холодную погоду, ухудшалась смазка головки блока. В конечном итоге 5,7 литровый дизель ставился на все машины: Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC и Pontiac и был отправлен в отставку в 1985 году. Меньший же выпускался в период с 1982 по 1985 года.
В 80-х появились также следующие модели:
Oldsmobile Omega
Oldsmobile Omega (1973-1984) - Европейский компактный автомобиль на базе Chevrolet Nova , а позднее и Chevrolet Citation.
Oldsmobile Calais
Oldsmobile Calais (или Cutlass Calais) (1985-1991 ) - популярное компактное купэ или седан на платформе GM под названием ''N-body'', очень похожее на Pontiac Grand Am.
Oldsmobile Cutlass Ciera
Oldsmobile Cutlass Ciera (1982-1996) - популярный высококлассный среднеразмерный автомобиль. Был своего рода бестселлером и получил много различных наград.
Oldsmobile Custom Cruiser
Oldsmobile Custom Cruiser (1971–1992) - полноразмерный универсал.
Oldsmobile Starfire 1980
Oldsmobile Starfire (1975-1980) - спортивный автомобиль класса мини , хэтчбек и купе, похож на Chevrolet Monza , который был сам по себе, на основе Chevrolet Vega.
Oldsmobile Firenza
Oldsmobile Firenza (1982-1988) - компактный седан , хэтчбек , купе и универсал на основе платформы J- body GM, делил его с Chevrolet Cavalier , Pontiac Sunbird , Buick Skyhawk .
После огромного успеха 80-х, реалии 90-х оказались для производителя ужасными: внутренняя конкуренция, а также появление люксовых брендов Лексус, Акура и Инфинити очень сильно сократили продажи автомобилей марки Oldsmobile. GM сменил акцент в пользу Chevrolet и Pontiac, оставив Oldsmobile как площадку для обкатки новых дизайнерских и технологических решений, например, на Toronado Trofeo, в котором была электронная панель приборов с календарем, ежедневником и средствами управления климат контролем. В 1995 году, после того как были свернуты практически все основные модели: Cutlass Calais в 1991, Toronado и Custom Cruiser в 1992, 98 и Ciera (Cutlass Ciera) в 1996, Cutlass Supreme в 1997, и финальные 88 и Cutlass в 1999 появилась Aurora (1995 год), которая вроде как должна была оживить продажи. В это же время была сменена эмблема на тему Ракеты. Все остальные автомобили делались с оглядкой на Аврору.
Модели с 1990 по 2004 года:
Oldsmobile Achieva
Oldsmobile Achieva (1992–1998) - компактный седан и купе;
Oldsmobile Alero
Oldsmobile Alero (1999–2004) - компактный спорт седан и купе;
Oldsmobile Aurora
Oldsmobile Aurora (1995–2003) - полноразмерный люксовый седан (рестайлинг в 2001);
Oldsmobile Bravada
Oldsmobile Bravada (1991–2004) - среднеразмерный SUV (рестайлинги в 1996 и 2002);
Oldsmobile Custom Cruiser
Oldsmobile Custom Cruiser (1971–1992) - полноразмерный универсал (рестайлинг в 1991);
Oldsmobile Cutlass
Oldsmobile Cutlass (1997–1999) - среднеразмерный седан;
Oldsmobile Eighty Eight
Oldsmobile Eighty Eight (1949–1999) - полноразмерный седан (рестайлинг в 1992);
Oldsmobile Intrigue
Oldsmobile Intrigue (1998–2002) - среднеразмерный спорт седан;
Oldsmobile Ninety-Eight
Oldsmobile Ninety-Eight (1941–1996) - полноразмерный люксовый седан (рестайлинг в 1991)
Oldsmobile Silhouette
Oldsmobile Silhouette (1990–2004) - премиальный минивэн (рестайлинг в 1997).
Несмотря на глобальную смену модельного ряда, и неплохие продажи, у GM на Oldsmobile были свои планы: закрыть подразделение начиная с декабря 2000 года. Особенно всех поразило, что отделение было закрыто через два дня после запуска нового кроссовера Bravada. Конвейер останавливался еще несколько лет:
Середина 2001: вышла последняя Bravada предыдущего поколения
Июнь 2002: закрыто производство Intrigue и Aurora V6
Март 2003: остановлено производство Aurora V8
Январь 2004: остановлено производство Bravada нового поколения
Март 2004: минивэны Silhouette прекратили свое существование
Апрель 2004: стоп производства компакта Alero.
Была выпущенная финальная версия некоторых автомобилей: Aleros, Auroras, Bravadas, Silhouettes и Intrigues с шильдиками ''Final 500''. Все машины были окрашены в уникальный темно-вишневый цвет.
Последним днем стал 29 апреля 2004 года: с конвейера сошла последняя машина - Alero GLS, который был подписан всеми работниками закрытого завода Лансинг, штат Мичиган. Затем эта машина была отправлена в музей Oldsmobile. Однако, GM, чтобы покрыть какие-то расходы в итоге продал этот автомобиль.
В настоящее время планов по реанимации бренда нет. Следующими на очереди были Pontiac, Saturn, Daewoo и Hummer.